Кыргызстанка Светлана Макеева, сейчас проживающая в Германии, пишет о своем волонтерском опыте помощи беженцам, приезжающим в Европу из Сирии, Македонии, Косово, Афганистана и Ирака.
— Добро пожаловать в Германию!
Я Лана. (Светлана слишком длинное имя для быстрых знакомств).
Откуда я? Я родом из Кыргызстана.
Нет-нет, не из Курдистана. Кыр-гыз-стан.
Хотите еще риса?
Два раза в неделю я помогаю в организации разного рода мероприятий для беженцев в Дортмунде. Если ты неравнодушна к трудностям беженцев, надо просто выбраться из своего уютного мира и что-то делать.
Ситуация здесь, в Германии, накаляется с каждым днем, и нужно действовать. Будучи мигрантом, я поддерживаю либеральную политику по отношению к беженцам.
Пока политики и умники обсуждают, в Германию приезжают голодные люди, и кто-то ведь должен их накормить, напоить, дать паек… В прошлое воскресение, именно этим я и занималась. И таких людей, как я в Германии много, «наци» – это меньшинство.
«Проблема беженцев», конечно, неуклюжая формулировка. Если ты наци, то да, в твоем напыщенном патриотическом мире существует именно «проблема беженцев». Только вот дело в том, что люди всегда мигрировали и всегда будут мигрировать. И пока европейские страны участвуют в войнах и конфликтах, или поддерживают их оружием и деньгами, они должны нести ответственность за ситуацию, например, в Сирии. То же самое относится к США и России.
Я предполагаю, что мою точку зрения не разделяют многие из моих соотечественников. Тем не менее, пока люди воюют и играют в игры власти, гибнут тысячи людей. Их религия меня не пугает, мой долг как человека, который находится в вихре дискуссий о беженцах в Германии – помочь делом тем, кто в нужде.
Что значит – «помочь делом»?
В прошлое воскресение я просто-напросто обслуживала беженцев в качестве официантки в огромном зале культурного учреждения Дитрих-Кёнинг-Хаус. Тот, кто работал официантом, знает о трудностях этой профессии. Вместе с коллегами мы обслужили примерно две тысячи беженцев за один день. Причем, обслуживали с улыбками на лицах.
К счастью, у нас был приказ сверху накормить горячими и холодными блюдами каждого беженца. Особенно быстро съедался рис. Да, беженцы ели белый рис тарелками. Немецкие граждане разных этносов приносили кастрюли полные булгура, лапши разных сортов, хлеба, печенья. Невозможно было не удивляться щедрости одной турецкой семьи, которая принесла килограммы горячей лазаньи.
В зале царила дружественная атмосфера. Если бы ты был беженцем, думаю, именно так ты хотел бы быть встречен, накормлен сполна, напоен водой, кофе и чаем. Твоего ребенка обследовали бы доктора, дали бы одежды и игрушек.
Тебе нездоровится? Тебе дали бы лекарств. Если бы ты была беременна – тебе бы оказали помощь на месте. У тебя сели батарейки? Тебе дали бы возможность зарядить их на месте и выйти в интернет с помощью Wi-Fi, сообщить своим родным и друзьям, что ты жив, что ты цел. Тебя зарегистрировали бы и проводили до твоего автобуса. Тебя бы отвезли в теплое место, где ты смогла бы переночевать. Что было бы дальше? В этом я некомпетентна.
Мы встречали каждый поток беженцев аплодисментами. Не все беженцы могли найти силы улыбнуться, но многие улыбались и снимали происходящее на свои телефоны и камеры. В нашей команде были люди разных возрастов, этносов, религий, профессий, классов, гендерной принадлежности, разной сексуальной ориентации, были люди и с пирсингом и татуировками на шее… Кто хотел помочь беженцам, просто приходил и помогал: деньгами, пищей, вещами, знанием языков и разного рода услугами.
А еще есть вариант — стать другом, что случается очень редко. У официантки в этот день не было на это времени. Несмотря на часы плодотворной работы, этот факт оставлял осадок. Поэтому, если честно, я предпочитаю помогать в специально выделенном убежище в Дортмунде. Мой совет тем, кто хочет помочь кому-то, попробуйте себя в разных ролях: официанткой, нянькой, переводчиком, а потом наберитесь смелости и пригласите семью беженцев, с которыми вы чаще всего общаетесь и состоите уже в дружеских отношениях, к себе домой на чай или кофе, или на совместную прогулку по городу.
Ты можешь потратить три евро на капучино в модной кофейне, или приготовить напиток дома, купить билет для беженца в метро, и вместе попить кофе на скамейке в центре города. У тебя есть выбор.
Между наци и людьми встречающими беженцев из неуютных лагерей арабских братьев(не от военных действий) есть большoе кол-во людей, которые здраво мыслят и понимают, что большинство беженцев будут не у дел в Германии. Вы даете им ложную надежду. Сегодня они держут фото Меркель как икону, а через пол года они будут жечь их бунтуя потому, что поймут, что здесь для них нет ни работы ни удобств. Для этого нужно минимум знать язык (30% беженцев не грамотные!), нужно иметь притензии к себе, а не к государству. Трудно в это поверить, видя, как беженцы занимаясь вандализмом, оставляя за собой горы мусора пытаются шантажем попасть в страну их мечты