IT-специалист Даниил Вартанов рассуждает в своем посте о возможностях автоматизации выборов с помощью IT-технологий. Он считает, что честные выборы теоретически можно провести в любой стране мира — при условии, что власти это будет нужно.

Оригинальный материал опубликован на фэйсбук-странице Вартанова.

Биометрический контроль плавится в тех местах, где какие-то конкретные люди должны собрать и сличить отпечатки. Таких людей должно быть много, поэтому, будь вы даже самый честный президент, найти и нанять столько неподкупных людей даже на один день — задача нерешаемая. И самое главное, всё нужно провести за один день. Если избиратель не успел в течении дня голосования в суде выбить себе место в списке голосующих — всё, поезд ушёл.

Надо, чтобы процесс проверки/сличения/подсчёта смогли провести все (партии, гражданские активисты, международные наблюдатели), а количество необходимых честных людей сократилось до того, чтобы в маршрутке на одном ряду вместе нетесно было. И всё это возможно, если правильно применить наше любимое IT.

Начнём с допущения, что каждой власти иногда (внезапно!) нужно провести честные выборы. Такую схему даже без одноразового желания властей провернуть не получится.

Ремарка для скептиков: честные выборы дают мандат, легитимность, реальную власть; международные наблюдатели не будут вякать, иностранные государства не смогут грозить пальчиком; какая-никакая, а защита от этих тупых революций по типу арабской весны.

IMG_3225_1

Если проверку подлинности голосов и их подсчёт сможет в режиме открытого доступа сделать любой человек на Земле, а не только ЦИК за закрытыми дверями, то это гарантия доверия к результатам выборов. Эркин Джаманбаев [маркетолог и эксперт по госуправлению — прим. ред.] утверждает, что для этого необходимо отказаться от тайны голосования и просто публиковать все голоса всех голосующих. На самом деле можно поступить хитрее: применить шифрование с открытым ключом.

И так, для начала нам понадобится человек, которому граждане могут доверять. Например, посол или президент незаинтересованного иностранного государства (Финляндии, к примеру), которому репутация заведомо важнее, чем какие-то там выборы в каком-то там Кыргызстане. В общем, человек с репутацией уровня Вацлава Гавела. Условно будем его называть Вацлавом Гавелом.

Шаг 1. Вацлав Гавел под телекамеры, в прямом эфире генерирует пару секретный ключ открытый ключ. Открытый ключ мгновенно публикуется для дальнейшего использования всеми участниками процесса. Секретный ключ никогда не покидает мини-девайса, на котором он сгенерирован. Мини-девайс, опять же под камеры, Вацлав Гавел вешает на шею и никогда никому не отдаёт.

Шаг 2. Каждый избиратель у себя дома генерирует пару секретный ключ открытый ключ. Желательно, конечно, вообще без электронных устройств, а с карандашиком, на бумажке, в столбик.

Шаг 3. В течение нескольких месяцев граждане из списка избирателей физически приходят в участковые избирательные комиссии, где, после проверки паспорта, они отправляют (по [защищенному протоколу шифрования] HTTPS, естественно) свой открытый ключ Вацлаву Гавелу. Важно то, что ни члены УИК, ни кто другой не видят какой публичный ключ какому паспорту соответствует.

Если гражданин себя в списках избирателей не нашёл, то он имеет право бесплатно обратиться в суд. Заблаговременно.

Эта процедура аналогична процедуре ненахождения себя в списках избирателей и сейчас, только идти в суд нужно будет не в день голосования, а заблаговременно и спокойно. Даже если предположить, что вопреки властям (а я напоминаю, у властей намерение провести честные выборы) гражданин во всех трёх инстанциях не добьётся правды, то следующей инстанцией для него всё равно станет сам Вацлав Гавел. Такие единичные вопиющие случаи он сможет и сам обработать, поэтому оппозиции не будет иметь смысл подкупать судей для влияния на список избирателей.

Вацлав Гавел в реальном времени публикует формирующийся список избирателей вплоть до момента его окончательной заморозки перед выборами. Наблюдатели (оппозиция, гражданские активисты, международные эксперты) следят за списком и инициируют проверки по предписанной процедуре, если в друг в селе «8-е марта» внезапно оказалось 500 тысяч избирателей.

Шаг 4. Прямо перед выборами Вацлав Гавел замораживает список избирателей, наблюдатели фиксируют точное число избирателей.

Тут же публикуется полный список всех публичных ключей избирателей, но БЕЗ привязки к их паспортным или иным данным, просто голый список открытых ключей.

Для каждого публичного ключа избирателя Вацлав Гавел подписывает своим секретным ключом и публикует строку «%public-key% имеет право голосовать на выборах 2015», это нужно для упрощения автоматической проверки в день выборов.

Шаг 5. День выборов — простейший из этапов. Каждый избиратель по HTTPS (в целях удостоверения удалённого сервера) отправляет подписанную своим _секретным_ ключом строку «%public-key% голосует за %party-index%» Вацлаву Гавелу. Последний проверяет, что это первое сообщения от данного публичного ключа и тут же его публикует. Опционально Вацлав Гавел публикует все эти строки только после окончания голосования, чтобы первые голосующие психологически не влияли на последних.

Шаг 6. Самая мякотка. Любой человек на Земле может начать проверку и подсчёт голосов. Естественно, это делают все наблюдатели, в прямом эфире. В день выборов ни одна избирательная комиссия не работает, она просто не нужна. Результат выборов становится известен за секунды, стоит только прогнать скрипт подсчёта и проверки цифровых подписей.

F6A00DBF-CB37-4301-9FC6-C8646399694C_mw1024_s_n

Шаг 7. Вацлав Гавел под камеры уничтожает мини-девайс с секретным ключом. Выборы окончены, оспаривать и обжаловать просто нечего, криптографию не обманешь.

Краткий ВиО:

В: А если подделают секретный ключ?

О: Не существует способа подделки секретного ключа. Даже если все компьютеры мира пустить на это дело, то тепловая смерть вселенной наступит быстрее, чем сломают хотя бы один ключ. Кроме того, теми же алгоритмами шифрования пользуются и банки и диппочта и даже, по слухам, американские ракеты «Томагавк», так что, если у кого и есть способ взломать секретные ключи, использует он их явно не для подделки голосов на выборах в Кыргызстане. :)

В: Что ты несешь?! Какие защищённые каналы, какие секретные ключи? Одна история лучше другой! Это всё не получится по тысяче причин.

О: Этот пост — полет фантазии и влажные мечты IT-специалиста. Не относитесь к нему слишком серьёзно.

И правда, раскатал я губу. Пошли лучше и дальше ныть в своих фейсбучичках.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. ITшники и не такие задачи решают. Здесь главное политическая воля государства пойти на ТАКОЙ(честный) шаг и конечно потратить хорошие деньги на реализацию. Наши чины лучше купят пару новеньких лексуса и будут довольствоваться текущим раскладом…

  2. Каких-то Вацлавов приплёл. Вартанов — это не тот, который с Bitcoin носится как с писаной торбой? Вот и предлагал бы тогда сразу платформу децентрализованную для голосования. Получили бы и прозрачность и отсутствие необходимости искать доверенные лица.

комментарии закрыты.