По результатам выборов, которые, возможно, войдут в историю как самые честные в Центральной Азии, Кыргызстан столкнулся со сложной задачей формирования коалиционного правительства.

Оригинал материала был опубликован на сайте Eurasianet.org.

По предварительным данным, на состоявшемся 4 октября голосовании шесть партий преодолели 7-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент, состоящий из 120 депутатов.

Хотя подобный исход, возможно, означает, что в законодательном органе будет представлен более широкий спектр электората, сложившаяся ситуация, судя по всему, не вызывает особого восторга у президента Алмазбека Атамбаева и прочих официальных лиц, так или иначе связанных с Социал-демократической партией Кыргызстана (СДПК), получившей 27,4% голосов.

Общаясь с прессой во время голосования на своем участке, Атамбаев выразил надежду, что в Жогорку Кенеш пройдет меньше партий.

«Чтобы правительство не менялось часто, чтобы было устойчивым, надо не более трех партий», – сказал он.

Также в парламент прошли партии «Республика — Ата Журт» (20%), «Кыргызстан» (12,9%), «Өнүгүү-Прогресс» (9,3%), «Бир Бол» (8,5%) и «Ата Мекен» (7,8%).

Медет Тюлегенов, политолог из Американского университета в Центральной Азии, выразил противоположное мнение, сказав, что присутствие в законодательном органе большего числа партий может упростить процесс формирования коалиции.

«Если бы было три партии, было бы больше потенциала для нестабильности, т.к. уход [из коалиции] одной партии мог бы привести к развалу правительства, – сказал он. – Теперь, когда есть две-три основные и три резервные партии, всегда можно осуществить перетасовку».

Для формирования коалиции многим нужно будет забыть старые обиды, а часто непрозрачный мир кыргызской политики буквально пронизан глубокой личной неприязнью и соперничеством.

Между тем заявление сопредседателя «Республики — Ата Журт» Омурбека Бабанов, возможно, указывает на то, что надежда есть.

«Мы рассчитываем начать переговоры о правительственной коалиции, в первую очередь с СДПК, в ближайшее время, после завершения подсчета голосов, – сказал он. – Мы не против совместной работы с другими партиями в парламенте. Главным принципом для нас является выполнение нашей предвыборной программы».

Представители СДПК высказались более осторожно.

«Сейчас конкретных позиций о том, с какой партией мы будем формировать коалицию, нет. Ждем официальных итогов парламентских выборов», – приводит слова лидера СДПК Чыныбая Турсунбекова Радио «Свобода»/Радио «Свободная Европа».

По предварительным данным, в парламент Кыргызстана прошли шесть партий. Социал-демократическая партия получила самый высокий процент голосов избирателей. (Фото: Джоанна Лиллис)
По предварительным данным, в парламент Кыргызстана прошли шесть партий. Социал-демократическая партия получила самый высокий процент голосов избирателей. (Фото: Джоанна Лиллис)

По предварительным данным, в парламент Кыргызстана прошли шесть партий. Социал-демократическая партия получила самый высокий процент голосов избирателей. (Фото: Джоанна Лиллис)

По словам представителей ЦИК, полный подсчет голосов планируется завершить к концу недели.

Местные и международные наблюдатели сходятся во мнении, что данные выборы были аномалией для Центральной Азии.

«Эти острые и конкурентные выборы уникальны для региона, т.к. до 20:00 вчера никто не знал, каким будет состав парламента», – сказал Игнасио Санчес Амор (Ignacio Sanchez Amor), глава краткосрочной миссии наблюдателей на выборах в парламент Кыргызстана.

Заметный спад случаев фальсификации на выборах частично объясняется применением биометрических технологий идентификации граждан. Перед голосованием избирателей обязали сдать отпечатки пальцев, что, судя по всему, позволило значительно сократить случаи карусельного голосования, часто применявшегося на предыдущих выборах, но представители ОБСЕ отметили, что над некоторыми аспектами еще предстоит поработать.

«Несмотря на усилия по обеспечению внесения в избирательные списки всех граждан, некоторые не сдали биометрические данные, в том числе по причине опасений относительно безопасности этих данных, – отмечается в заявлении ОБСЕ, опубликованном после выборов. – Хотя была проведена кампания по ознакомлению избирателей с новой системой регистрации, предоставленная в рамках кампании информация была недостаточной».

У властей будет время поработать над недостатками до следующего голосования – на президентских выборах в 2017 году – но некоторые вопросы не терпят отлагательств. Экономический спад в России, где работают сотни тысяч трудовых мигрантов из Кыргызстана, уже отдается серьезным эхом в Центральной Азии.

«Поэтому буквально в течение 2-3 месяцев в оперативном порядке необходимо пересмотреть ведущие политические документы, в частности, ту же Стратегию устойчивого развития», – написал в аналитической статье Эдил Байсалов, политический активист, ранее работавший в правительстве.

По его словам, правоохранительная и судебная системы требуют глубокого реформирования. «Нельзя бороться с коррупцией и наводить чистоту грязными органами», – заявил он.

Наблюдатели отмечают, что прошедшие в парламент партии не отличаются особым реформистским пылом.

«Судя по их избирательным кампаниям, не создалось впечатление, что у многих партий есть планы проведения серьезных реформ, – сказал Тюлегенов. – Единственным исключением, возможно, является «Республика — Ата Журт». Но все будет зависеть от состава коалиции».

В своем опубликованном до выборов отчете «Международная кризисная группа» (МКГ) представила целый список потенциальных проблем, включая тлеющую межнациональную напряженность, коррупцию, национализм и рост политического ислама.

По прогнозам МКГ, если власти не предпримут необходимых действий, последствия будут катастрофическими.

«Кровопролитные беспорядки станут вполне реальной перспективой, что быстро скажется на соседних странах и международных партнерах, в особенности на России, которую, возможно, будут призывать вмешаться в ситуацию», – говорится в докладе организации.

Хотя пока неизвестны даже окончательные результаты парламентских выборов, не исключено, что некоторые политики уже задумываются о президентских выборах 2017 года. Конституция ограничивает президента Атамбаева одним сроком, и ему придется уйти, если только не будут неожиданно внесены поправки в законодательство.

В результате конституционной реформы 2010 года власть президента была ограничена, а часть его полномочий передана парламенту. Тем не менее, данный пост является важным политическим призом.

«Эти [парламентские] выборы были, по сути, первым раундом тех [президентских] выборов», – отметил в своем блоге консультант по деловым и политическим вопросам Азамат Акенеев.

Он добавил, что в результате парламентских выборов Бабанов – сопредседатель «Республики — Ата Журт», второй по размеру партии в парламенте – «становится главным фаворитом» президентской гонки.

«Многие теперь будут сами искать к нему подходы, предлагать поддержку», – заявил Акенеев.