Скотт Тёрнер, американский фотограф, снимает жизнь в регионах Кыргызстана. Он рассказал изданию The Phoblographer о непростой жизни кыргызских пастухов и о том, что привлекло его больше всего в этой стране.

Материал публикуется в сокращенном переводе. Оригинал статьи вы можете прочитать на сайте The Phoblographer. Автор всех фотографий — Скотт Тёрнер. Фотопроект Тёрнера о Кыргызстане реализуется в рамках гранта VSCO — производителя программного обеспечения для фотографов.

Выстраивать доверие с людьми – необходимая часть каждого документального проекта, и это может занять какое-то время. Во время путешествия по Азии американский фотограф Скотт Тёрнер нашел себя в Кыргызстане и остался там, потому что «в этой стране есть определенный ритм жизни, которого он больше нигде не видел».

Он жил среди кыргызстанцев и работал среди невероятно безбрежных травяных полей, понимая, что чем больше времени он проводит с этими людьми, тем ближе к ним становится. Значение знаменитого изречения Роберта Капы [фотожурналист, со-основатель фотоагентства Magnum — прим. Kloop] «Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко» — в таких условиях становится особо важным. Необходимо быть к людям ближе как физически, так и эмоционально. Чем ты ближе – тем лучше становятся твои фотографии. Скотт сумел добиться и того и другого.

02

The Phoblographer: Изначально в своем проекте вы были заинтересованы в пейзажной фотографии, но позже сфокусировались на фотографировании людей. Что способствовало этим переменам, каково было сфокусироваться на другом типе фотографии?

Скотт Тёрнер: Честно говоря, само путешествие послужило причиной. Путешествия и фотографирование для меня всегда были связаны. Именно фотографирование диких мест и удивительных закатов привлекает меня в этом ремесле в первую очередь. Однако со временем я понял, что суть путешествий не только в том, где ты находишься, но и с кем ты встречаешься в этих местах. Некоторые из самых запоминающихся для меня случаев происходили в самых банальных и неожиданных местах. Я чувствовал желание всегда помещать человека в кадр для перспективы, когда я фотографировал городской вид или ландшафт. Этот человеческий элемент я начал искать в своих образах, которые помогают нам осознать самих себя, как мы смотримся с другого ракурса жизни на этой планете.

03

PB: Что привело вас в Азию и что было такого в Кыргызстане, что заставило вас глубже погрузиться в эту страну?

С.Т.: Я провел два лета в Китае в 2008 и 2009 годах. Это был первый раз, когда я очутился за пределами США и он перевернул мою жизнь вверх дном. С тех пор я понял, что однажды захочу пожить в Азии. Здесь есть определенный ритм жизни, который я еще не чувствовал ни в одном другом месте в мире. Плотность населения, разнообразие культуры и глубина истории – все это я нахожу невероятно увлекательным.

Я прикипел к Кыргызстану больше, чем к другим местам из-за той истории, которую я задокументировал здесь. Часть этого проекта, о которой мне еще не представилась возможность поговорить, заключается в том, что я также пишу статью, которую очень хочу выпустить, когда закончу. Самое чудесное в пастухах это то, что образ их жизни, который является прямым отражением их наследия, позволяет им экономически держаться на плаву в трудные времена.

Мы так часто слышим истории о том, что традиционный образ жизни вымирает, так как не совпадает со временем, но в Кыргызстане происходит настоящее возрождение. Статистически, Кыргызстан – одна из стран с наихудшей экономикой на планете, пастухи же играют большую роль в уменьшении абсолютной бедности, снабжая народ средствами к выживанию.

Пускай это уже не образ жизни кочевников в прямом смысле, пастухи нашли способ применять их наследие для того, чтобы использовать натуральные ресурсы и животных в качестве небольшого бизнеса в современном мире. И я подумал, что эта история достойна того, чтобы ее рассказали.

04

PB: Ваши фотографии кыргызов – очень искренние, это помогает увидеть, какие они на самом деле. Как вы развивали свои отношения с ними, что вы хотите показать в своих снимках?

С.Т.: Я бы хотел, чтобы люди увидели это напряжение в тяжелом, но очень красивом образе жизни. Я не могу сказать лучше, чем один пастух: «У нас не так много всего, жизнь наша бывает непроста, но у нас есть семьи, мы живем в чудесных горных местах. Что нам, на самом деле, еще нужно в жизни?». Я был действительно потрясен таким взглядом на жизнь. Там, откуда я родом, мы привыкли называть такой образ жизни «бедным», так как у них нет стольких вещей, которые есть у нас. Но, похоже, что богатство определяется тем, что мы ценим, а не тем, сколько имеем. Может, денег у них не так много, но жизнь пастухов – это достаточно красивая чудесная жизнь.

Вообще, я использую зеркальный принцип фотографирования людей: фотографии твоих субъектов – это отражение твоих отношений с ними. Если ты будешь раскованным с тем, кого фотографируешь – он может чувствовать себя раскованней в объективе твоей камеры. С пастухами я понял, что принимать активное участие в их жизни — например, разъезжать на коне с ними в грозу с градом, помогать им выполнять пастушью работу – имело большое значение. Они могли увидеть, что я искренне интересуюсь их жизнью и реальностью, в которой они живут каждый день, потому что я бросался в самую гущу событий.

PB: Что вы узнали о себе, как о фотографе, в ходе этого проекта?

С.Т.: Как сильно я люблю фотографировать сюжеты. Я живу с рюкзаком за спиной уже почти два года, постоянно путешествуя и фотографируя всё вокруг. В последнее время у меня вырос интерес к созданию связанных работ. Этот проект в Кыргызстане доказал это на всех уровнях. […]

05

В: В начале любого существенного проекта всегда стоит важный выбор – снимать чёрно-белые или цветные фотографии. Почему вы выбрали цветную съемку?

С.Т.: Я думал о чёрно-белой съемке, но решил, что в таком случае фотографии будут лишены большой части истории. Окружающая природа, в которой живут пастухи, задала тон всему проекту, и для меня было очень важно, чтобы зритель имел четкое представление об этих местах. Мне кажется, что чёрно-белые фотографии получились бы слишком абстрактными, и, возможно, тогда бы это помешало зрителю почувствовать окружающую обстановку в фотографиях. Горный ландшафт достаточно монотонный, простота тонов и цветов позволила мне довольно легко изолировать пастухов на этом фоне, в отличии от городской съемки, где цвета часто конкурируют друг с другом.

38374-10735887-Scan000-Recovered_jpg

38374-10734512-Scan026_jpg

scan11_gx0dac

38374-13249026-Scan002-1_jpg

38374-13249022-2015-04-03_0001_jpg

38374-13248990-Scan004_jpg

38374-10770615-Scan014-copy_jpg

38374-12866053-Scan070_jpg

38374-10750803-Scan045_jpg1

38374-10735931-Scan039-copy_jpg

38374-10750787-Scan049_jpg

38374-10735918-Scan030_jpg

Перевод: Родион Литвинов
Фото: Скотт Тёрнер