Дома в Оше еще с советских времен строились с оригинальным подходом — однотипные этажки ещё тогда решили разнообразить различными мозаиками. Теперь мода на украшение торцов домов в этом городе вернулась — только сейчас это делается уже с помощью стрит-арта.
Материалды кыргыз тилинде окуңуз.
Оригинал материала опубликован в блоге AZALICIOUS.
Как только вы ступите на землю города Ош, глаз не заметит особых отличий от какого-либо другого постсоветского города, но при близком знакомстве с городом картина меняется.
Проходя от микрорайона к микрорайону, я начал замечать особенность южной столицы Кыргызстана. Жилые дома, которые были построены еще в советские времена, значительно выделяются в гуще новостроек.
Их отличие от, к примеру, бишкекских домов заметно не сразу, но как только вы решите обойти здание с другой стороны, внимание сразу привлекают красивые торцы, украшенные, в основном, кафельной мозаикой.
Управление градостроительства и архитектуры Ошской области еще в советские времена решило предпринять оригинальный подход при строительстве новых этажных зданий.
Как объяснил мне Жаныш Казыбаев, преподаватель Ошского строительного техникума, большинство этих мозаик были нанесены в 60-е и 70-е годы, когда городские власти решили разнообразить однотипно выглядящие новые постройки.
Изготовление торцевых плит занимало долгое время и требовало активной помощи со стороны художников и скульпторов-дизайнеров. Первые изображения были изготовлены из кафеля и наносились поверх плит. Композиции носили в основном характер советской пропаганды, но администрация Оша также решила, что будут включены и традиционные орнаменты кыргызов.
Согласно Казыбаеву, местные кыргызы не хотели, чтобы культура и колорит этноса ушли в небытие, поэтому во многих работах орнаменты использовались в качестве рамок.
Готовые плиты складывались при наблюдении скульптур-дизайнеров.
Многие «торцевые» рисунки играли декоративную роль, но были и уникальные рекламные мозаики — аналог современных рекламных баннеров. К примеру, на одном из домов до сих пор сохранилась реклама «Аэрофлота». Художник даже умудрился написать стационарные номера телефонов. Как выяснилось, номера все еще используются, но уже другими людьми.
Казыбаев с гордостью отмечает, что советские торцы в своем большинстве сохранили хорошее качество, что не скажешь о современных рисунках на торцах домов, которые выполняются при помощи красок — кафельная мозаика обходится слишком дорого.
Хотя архитектора радует тот факт, что современные художники в принципе изъявляют желание украсить новостройки.
Мода на украшение торцов вернулась в Ош примерно с 2010-11 годов. Всё большую популярность обретает украшение домов стрит-артом, чаще всего на социальную тематику.
Истинным королем ошского стрит-арта по праву считается Илья Тарасов. Будучи свадебным фотографом, 29-летний художник находит время для занятия своим хобби. Как сказал сам художник, он начал увлекаться граффити еще в очень молодом возрасте. Оттачивая свой талант, Илья наносил свои первые рисунки, которые все еще могут быть найдены в не очень хорошем состоянии. Постепенно популярность работ Тарасова возросла и достигла своего пика в эру социальных сетей, когда жители Оша стали размещать селфи с его рисунками
Обычно у граффитистов складывается непростые отношения с милицией, но в случае с Ильёй ошская милиция, наоборот, стала с ним сотрудничать.
Для проекта «Моя милиция меня бережет» Илья нанес портреты инспекторов по делам несовершеннолетних с детьми на торцевые части нескольких жилых домов. Результаты, как и всегда, вызвали шквал положительных отзывов со стороны горожан. Конечно, как отмечает сам Илья, были и критики его работ, но они исчезали, как только рисунки приобретали свой окончательный образ.
Узнав всё это, невольно задаешься вопросом почему культура художественных торцов исчезла и преобразовалась в рисунки, выполненные при помощи красок. Почему бы не возродить традицию такого рода торцов, ведь даже советские торцы вызывают интерес у приезжих десятилетия спустя?
Авторы статьи: Азат Тороев и Изат Эркинбеков