Депутаты нового, VI-го созыва кыргызского парламента готовятся в ближайший месяц рассмотреть в третьем чтении законопроект, который принято называть «антигейским» или законопроектом «против гей-пропаганды».
Автор колонки: журналист и со-основатель Kloop.kg Бектур Искендер. Содержимое публикации отражает только мнение автора.
Этот законопроект не должен быть принят. Я неоднократно обещал, что буду демонстративно нарушать его с первого же дня вступления в силу.
И я буду делать это не только потому, что считаю, что в гомосексуальности нет ничего плохого и преступного.
Этот законопроект направлен, в первую очередь, не против лесбиянок, геев, трансгендеров и бисексуалов.
Он гораздо больше угрожает журналистам, врачам, правозащитникам и, в принципе, любому человеку, который имеет способность выражать какую-либо мысль (а я думаю, что этот показатель близок к ста процентам).
Людям из ЛГБТ-сообщества уже живётся несладко в Кыргызстане. Помимо общественной травли, они сталкиваются регулярно с целенаправленным насилием со стороны милиции, например, поэтому я сомневаюсь, что этот законопроект сделает их жизнь существенно хуже — итак всё достаточно плохо.
Зато в чём этот закон, в случае вступления в силу, точно развяжет руки власти, так это в способности посадить в тюрьму любого неугодного ей человека на основании тех очень размытых и противоречивых формулировок, которые в нём прописаны.
Итак, почему же «антигейский» законопроект не должен быть никогда принят?
Законопроект не дружит с логикой
Вот, например, какая статья будет включена в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, если закон будет принят:
«Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, то есть распространение информации, направленной на формирование у граждан положительного отношения к сексуальным связям лиц одного пола, если это деяния совершено с использованием средств массовой информации, в том числе Интернет либо среди несовершеннолетних, —
наказывается штрафом в размере от тридцати до шестидесяти расчетных показателей либо лишением свободы на срок от шести месяцев до одного года.»
«Сексуальные связи лиц одного пола», которые так беспокоят наших депутатов, не являются в Кыргызстане преступлением, если в них отсутствует элемент насилия или угрозы его применения (точно так же, как и «сексуальные связи лиц разных полов»).
Поэтому мой главный вопрос к авторам законопроекта такой: как формирование положительного отношения к тому, что не является преступлением, может наказываться?
Я уже не говорю про абсурдность того, что депутаты собираются за это сажать в тюрьму.
Идём дальше. Следующий текст, в случае принятия законопроекта, появится в кодексе об административной ответственности:
«Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, направленная на формирование нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающий интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат квалифицирующих признаков, за которые предусмотрена уголовная ответственность —
влечет наложение административного штрафа на физических лиц — в размере от восьми до пятнадцати расчетных показателей, на юридических лиц — от ста до трехсот расчетных показателей.
Примечание. Под нетрадиционными сексуальными отношениями следует понимать отношения между индивидами, основанные на сексуальном влечении к лицам одного пола и сексуальных связях между ними.»
Ни в каком международном законодательстве, под которое подписался Кыргызстан, да и ни в каком законе Кыргызстана тоже, нет такого определения как «нетрадиционные сексуальные отношения».
Изначально примечания к этой предлагаемой статье не было, что давало нам повод вопрошать, а что такое «нетрадиционные сексуальные отношения» вообще? Секс мужчины с мужчиной? Женщины с женщиной? А может быть секс мужчины с женщиной до брака? Или, не знаю, секс мужчины или женщины с кем-то другим вне брака?
После того, как мы забибикали депутатов этими вопросами, они разродились примечанием. Но законопроект стал ещё смешнее.
Потому что получается, что людей будут штрафовать за (боже, как это звучит-то!) формирование привлекательности отношений, основанных на влечении к лицам одного пола.
Как я уже писал выше (и я готов это повторять хоть тысячи раз), секс с лицом того же пола не является преступлением. Как можно за формирование привлекательности этого штрафовать?
Впрочем, кроме невероятных расхождений с логикой и здравым смыслом, у этого законопроекта есть и другие, не менее серьёзные проблемы.
Законопроект противоречит другим, более вышестоящим законам
Причём речь не только о Конституции, которой этот законопроект, несомненно, противоречит. Есть международные законы, которые имеют статус даже выше Конституции.
Как член ООН, Кыргызстан в своё время подписал Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, культурных и социальных правах.
Частью этих пактов является Всеобщая декларация прав человека. Кыргызстан обязан соблюдать оба пакта и, соответственно, положения, прописанные в декларации прав человека тоже.
Антигейский законопроект противоречит целому ряду статей декларации. Я приведу только некоторые примеры.
Вот статья 19 Декларации прав человека:
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.»
Антигейский законопроект, в первую очередь, противоречит именно этой статье, потому что самое главное, что он запрещает — это выражать мнение о том, что в гомосексуальности нет ничего плохого.
(Я, например, искренне считаю, что в гомосексуальности как таковой ничего плохого нет и быть не может, потому что эта ориентация не отличается от любых других. Но даже если я был бы гомофобом, то почему кто-то другой не может так считать?)
Более того, антигейский законопроект не просто запрещает выражать своё мнение, но ещё и запрещает распространять информацию, в которой такое мнение выражается. При том, что — я готов это вечно повторять — гомосексуальность не является преступлением.
И болезнью, кстати, тоже не является. Это вам любой квалифицированный врач скажет (и если скажет, то нарушит новые законы, вот так вот).
Весь текст законопроекта также противоречит статье 7 Декларации прав человека. Звучит она так:
«Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».
На мой взгляд, сами формулировки законопроекта подстрекают к дискриминации ЛГБТ-сообщества.
Наконец, вот ещё какая дикость встречается в законопроекте — согласно ему, будут внесены изменения в закон «О мирных собраниях». В список того, что будет запрещено на мирных собраниях, предлагается добавить пункт «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений».
Это противоречит статье 20 Всеобщей декларации прав человека, которая гарантирует людям свободу мирных собраний. А митинг за права ЛГБТ — по умолчанию мирный, потому что гомосексуальность не является преступлением.
Ровно таким же счётом законопроект противоречит Конституции Кыргызстана, которая тоже гарантирует нам свободу выражения мнения, свободу распространения информации, защиту от дискриминации и свободу мирных собраний.
Пропагандировать ориентацию невозможно
Депутаты часто используют слово «пропаганда» как в самом тексте законопроекта, так и в своих выступлениях.
Давайте почитаем, что такое «пропаганда». Поскольку этот термин не прописан ни в одном законе Кыргызской Республики, мы обратимся к словарю, например, Ожегова:
«ПРОПАГАНДА — распространение в обществе и разъяснение каких-н. воззрений, идей, знаний, учения».
Суть в том, что гомосексуальность не является ни воззрением, ни идеей, ни знанием, ни учением. Это ориентация. Это то, с чем человек рождается. Психиатры и педиатры, например, начали приходить к выводам о том, что с гомосексуальностью рождаются, ещё в 1970-е годы (вот, навскидку, ссылка на соответствующую публикацию Американской ассоциации педиатров).
Сегодня такая точка зрения в научном мире доминирует.
Я не представляю, как можно передать другому человеку ориентацию. Я не представляю, как можно повлиять на человека, чтобы у него или у неё поменялась ориентация.
Пропагандировать гомосексуальность в принципе невозможно, что бы там депутаты не писали в своих законопроектах.
Почему положения из этого законопроекта надо нарушать?
Если вы хотите бороться за равные права граждан Кыргызстана и свободу слова в нашей стране, то я приглашаю вас присоединиться ко мне и нарушать те статьи, которые этот законопроект предлагает внести в уголовный кодекс и кодекс об административной ответственности.
Судебные процессы над нами будут любопытными, потому что эти изменения в действующие кодексы будут противоречить более вышестоящим законам вроде той же Конституции или, тем более, Всеобщей декларации прав человека.
Если у нас будут хорошие юристы, то приговорить нас к любым штрафам и срокам будет практически невозможно.
Да, бороться — это сложно. Но мы должны это делать, если не хотим позволить безграмотным депутатам устраивать в стране правовой беспредел.
Потому что сегодня депутаты покушаются не просто на геев и лесбиянок. Они покушаются на нашу с вами свободу слова и выражения своего мнения (независимо от того, что вы думаете о геях и лесбиянках).
Депутаты покушаются на нашу с вами Конституцию. И кому-то нужно защищать страну от этой агрессии.