Милиционеры, по чьей вине произошли ДТП с тяжелыми последствиями, нередко избегают наказания. Ворон ворону глаз не выклюет?

Оригинал материала опубликован на сайте «Азаттык»

Следователи «вешают» на ранее судимого человека ДТП, в котором погибла 20-летняя девушка. Хотя, по его словам, он не был за рулем, автомобилем управлял сотрудник милиции. Близкие девушки заявляют, что возможные участники аварии – сотрудники правоохранительных органов – продолжают работать, как и прежде.

Это не первое такое происшествие, в котором могут быть виновны сотрудники милции. В одной из таких аварий пострадала 2-летняя девочка, которая на всю жизнь осталась инвалидом. В «Азаттык» обратилась мать ребенка, которая заявляет, что виновные в этом сотрудники милиции не только не были наказаны, но даже поднялись по служебной лестнице.

Начнем с истории 20-летней Элизы Заирбек кызы. Она уже готовилась к свадьбе, примеряла платье. Но ее жизнь оборвалась в Сокулукском районе за неделю до церемонии. По словам ее отца Замирбека Жумагулова, в Чуйскую область она приехала из Токтогула, чтобы развезти пригласительные.

Фото Азаттык

По подозрению в совершении дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом был задержан ранее судимый местный житель Игорь Григорьев. Он сначала признал вину, но спустя недолгое время изменил показания и заявил, что вместе с ним в тот день в машине были сотрудники ДПС Чуйской области Байзак Абдылдаев и некий Эдиль. По показаниям Григорьева, все трое были пьяны. Об этом «Азаттыку» рассказала его адвокат Динара Медетова:

«Они скрылись с места происшествия. После этого договорились, что посадят за руль нетрезвого Игоря Григорьева, а потом возьмут с потерпевшей стороны встречное заявление, так как это не тяжкое преступление. Игорь ждал, что сотрудники придут к нему, но не дождался. После этого он рассказал, как все было на самом деле».

Отец погибшей девушки Замирбек Жумагулов уже три месяца обивает пороги ГКНБ, прокуратуры и МВД с просьбой провести объективное расследование. Он сетует, что некоторые обстоятельства, произошедшие до и после происшествия, не были тщательно расследованы:

«При расследовании скрываются имена двух сотрудников милиции. Владелец автомобиля «Мерседес», который совершил ДТП – Байзак. Он раньше работал в Сокулуке, но потом перевелся в ДПС Чуйской области. Кроме того, в машине сидел Эдиль, на то время старший следователь. В тот день дежурным в сокулукской милиции был Улан Чокиев, который являлся подчиненным Эдиля. Вот так дело было сфальсифицировано. Имя Эдиля там не упоминается. Он не писал объяснительную записку. Потом он был переведен в оперативную группу, а информация о сауне, бане, которая была доказательством, уничтожена».

Глава правозащитного центра «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова, отец погибшей Замирбек Жумагулов, представители Института омбудсмена, Центра по предотвращению пыток встретились с главным подозреваемым — Игорем Григорьевым. По словам Азизы Абдирасуловой, он признал, что его обманули:

«Игорь ходил в сауну с сотрудником ДПС Чуйской области Байзаком, и все произошло после того, как они оттуда вышли. По его словам, Байзак сказал, что это происшествие может негативно отразиться на его карьере и попросил взять вину на себя. Ему пообещали 5 тысяч долларов и что освободят его через месяц. Игорь рассказал, что, во-первых, ему нужны были деньги, а, во-вторых, он проникся мольбами карьериста. Позже ему сказали, что принесли 150 тысяч сомов, что договорятся с близкими девушки и возьмут от них встречное заявление. Потом попросили написать, что он угнал машину. Игорь не согласился и ему не дали деньги, пытаются посадить. На самом деле он не был за рулем в тот день. Автомобиль принадлежит Байзаку. Мы удивляемся, почему информация о том, где он был в тот день, как все произошло, расследуется до сих пор. Материалы дела из Генпрокуратуры были направлены в Чуйскую областную прокуратуру, а потом в Сокулукскую районную. В общем, мы видим, что в фальсификации дела с самого начала участвовали и прокуроры».

В службе собственной безопасности МВД сообщили, что заявление к ним поступило совсем недавно, сейчас ведется его расследование. Прокурор Чуйской области, занимающийся расследованием дела, сославшись на тайну следствия, отказался от комментариев.

Примерно в похожую ситуацию попала мать Аруужан, которой всего 2 года 5 месяцев. После ДТП с участием людей в погонах она осталась жива, но ее здоровью нанесен непоправимый урон. ДТП произошло в Караколе в 2014 году. У матери ребенка Гульжан Сатылгановой после того ДТП был диагностирован перелом шести ребер. Она сетует, что сотрудник милиции, находившийся в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения, до сих пор не понес наказания:

«У дочери не функционирует правая рука, она стала инвалидом. За рулем был сотрудник каракольской милиции Александр Луценко. Кроме него в машине находились еще четыре сотрудника, их начальник Таалай Жумамудунов, его заместитель и молодая девушка. В материалах дела зафиксировано, что Луценко был пьян. Вначале он говорил, что находился в машине один. Но все было снято на видео, на котором видно, что с ним были сотрудники милиции. Там был и его руководитель Таалай Жумамудунов, мы с ним судимся до сих пор. Он возглавлял отдел охраны в Караколе. После того ДТП он перевелся в Бишкек и получил звание подполковника. Печально, что сейчас он разгуливает на свободе, как ни в чем не бывало. Я обивала пороги прокуратуры, писала заявления. А сейчас даже не знаю, куда обращаться».

Уголовное дело было закрыто, пока Гульжан Сатылганова возила дочь к врачам в Турцию:

«Пока мы были в Турции, состоялся процесс, на который даже не пригласили нашего адвоката. Луценко пришел со своим адвокатом, и дело закрыли. В решении написано, что прошло уже три года с момента происшествия, что полностью выплачена моральная и материальная компенсация. Но с того дня прошло только полтора года. А за моральный ущерб мы не получили ни копейки».

В Кыргызстане о необходимости срочной реформы органов внутренних дел говорят последние пять лет. Но специалисты считают, что никаких результатов нет. Согласно опросу гражданского союза «За реформы и результат», около 83% респондентов высказались о необходимости реформ в МВД. А 55% заявили, что не доверяют милиции. Описанные выше случаи являются одними из главных причин этого недоверия, считают эксперты.