Эксперты в прямом эфире проекта «Открытая дискуссия» обсудили, стоит ли признавать мусульманский обряд нике официальной регистрацией брака.

Свои доводы за и против представили:

  • Махабат Турдумаматова — заведующая отделом по защите от насилия в семье и гендерной дискриминации, аппарат омбудсмена;
  • Жаныбек Ботоев — главный специалист юридического отдела, Государственная комиссия по делам религий;
  • Данияр Мурадилов — заведующий отделом по работе с молодежью при Духовном управлении мусульман Кыргызстана (ДУМК);
  • Сейитжан Апышев — советник депутата Аиды Саляновой — инициатора законопроекта о запрете нике до официальной регистрации брака;

Дискуссии проводятся совместно с Международной образовательной ассоциацией дебатов (IDEA) и информационным агентством K-News.

В конце 2015 года на обсуждение был вынесен законопроект о запрете проведения обряда нике среди несовершеннолетних до официальной регистрации брака.

В описании проекта написано, что в распространении браков несовершеннолетних «большую роль играют, кроме родителей, представители духовенства, которые придают таким бракам статус легитимности».

Инициатор законопроекта — бывший генеральный прокурор, ныне депутат парламента — Аида Салянова считает, что отсутствие официальной регистрации повышает риски стать жертвой насилия.

«Освящение брака по религиозным обрядам без регистрации в органах ЗАГС является грубым нарушением прав человека, это повышает риск стать жертвой насилия и жесткого обращения», — сказала она во время экспертной встречи.

Полная видеозапись дискуссии:

Представитель муфтията согласился с законопроектом депутатов парламента о запрете нике до официальной регистрации брака, однако он сомневается в его эффективности.

Данияр Мурадилов, руководитель отдела по работе с молодежью и различными течениями ДУМК, сказал в интервью Kloop.kg в середине февраля, что отслеживать исполнение закона будет сложно.

«Если учитывать, что не только священнослужители, но даже рядовой мусульманин может совершить обряд нике, то отслеживать исполнение закона будет сложно. Они не смогут ходить по домам и проверять каждого. Данный законопроект — это утопия», — считает Мурадилов.

«Учитывать верующих»

Представитель ДУМК считает, что принуждать людей к официальной регистрации браков не стоит.

«Законопроект, который предложили депутаты, полезен для того, чтобы отслеживать тех, кто в несовершеннолетнем возрасте вступает в брак или крадет невесту. Религия тоже не одобряет подобные действия. Но нельзя все совмещать, так как у нас много тех, кто живет по религиозным законам, совершив лишь обряд нике, и мы не можем их принуждать», — заявил Мурадилов.

Член группы по обсуждению проекта и президент общественного фонда «Мужчины против насилия» Марат Алиаскаров сказал Kloop.kg, что законопроект в некоторой степени может ущемить права верующих.

«Сейчас мы на стадии обсуждения. Хотим посмотреть, к чему мы идем, взвесить плюсы и минусы, понять, насколько это законно или незаконно. Если мы насильно будем привлекать к ответственности религиозных людей, то это бьет по правам человека. К этому вопросу действительно нужно подходить аккуратно», — пояснил Алиаскаров.

Сейчас законопроект находится на стадии обсуждения с экспертами и представителями международных и неправительственных организаций.