Дело между Apple и ФБР по заблокированному телефону террориста, открывшего стрельбу в Сан-Бернардино в декабре прошлого года, наконец подошло к своему концу. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев объясняет, почему возник конфликт между калифорнийской корпорацией и властями, чем он важен обычным пользователям и как он разрешился.

В чем дело?

2 декабря 2015 года в американском городе Сан-Бернардино была открыта стрельба. В результате теракта (так Федеральное бюро расследований оценило эту трагедию) погибло 14 человек.

ФБР до сих пор ведет расследование по этому делу, и в начале года в руки бюро попал iPhone террориста, причастного к произошедшему. Однако он оказался заблокированным, и в бюро не смогли его взломать имеющимися ресурсами.

Поэтому ФБР обратилось к компании Apple с просьбой создать специальную операционную систему, которая обойдет текущую систему зашифровки информации и даст властям доступ к содержимому телефона.

Почему Apple решила не помогать властям?


Компания Apple отказалась выполнять просьбу властей. Вскоре после отказа гендиректор компании Тим Кук обнародовал публичное письмо, в котором он пояснил, что «[компания] не имеет никаких симпатий в отношении террористов».

По словам Кука, в Apple сделали все возможное, чтобы помочь ФБР получить доступ к важной информации, которая хранится в смартфоне. Однако просьба бюро создать инструмент, при помощи которого оно сможет получить доступ к любому iPhone на планете, согласно заявлению Apple, является опасным прецедентом.

Бюро уверяло, что эта операционная система будет использована лишь раз и лишь в отношении этого телефона. Однако в компании не поверили обещаниям властей. Безопасность и защищенность данных — один из главных принципов Apple, который помимо всего прочего помогает компании продавать больше своих девайсов.

Почему это важно?


Решение Тима Кука моментально поддержали другие технологические корпорации: в частности, Facebook с подконтрольным ему WhatsApp, Google, Twitter и Microsoft. Главы этих компаний уверены, что личная информация пользователей не может быть подвергнута столь большому риску, даже когда речь идет о расследовании теракта национальных масштабов.

Действительно, если бы Apple создала модифицированную операционную систему, то это на определенный период времени дало бы властям неограниченный доступ к любому смартфону Apple (а их на сегодняшний день продано больше 700 миллионов штук) на планете.

Цитируя Эдварда Сноудена, «ФБР создает мир, в котором Apple борется за права граждан, а не наоборот». И компания, судя по всему, была готова бороться до победного конца.

Незадолго до первого судебного слушания, которое было назначено на 22 марта, появилась информация о том, что сотрудники Apple готовы покинуть свои высокооплачиваемые должности, если суд обяжет компанию создать инструмент для взлома. Все ради того, чтобы не создавать этот катастрофически опасный прецедент.

Как закончилась эта история?


Но слушания 22 марта не случилось. За день до заседания ФБР заявило, что нашло «третье лицо», которое потенциально может взломать нужный смартфон самостоятельно. Спустя неделю появилось подтверждение: iPhone взломан, причем без содействия калифорнийской компании. Сейчас в бюро уже заняты анализом информации, полученного с устройства. Apple от комментариев отказывается.

Источник заглавного фото: The Verge