Азамат Омуралиев: о тюльпанах и культуре

Processed with VSCOcam with m5 preset

Редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев, в ответ на кражу тюльпанов с бишкекской площади Ала-Тоо, написал колонку о причинах этого инцидента и культуре страны.

Редактор по культуре Kloop.kg Азамат Омуралиев
Редактор по культуре Kloop.kg Азамат Омуралиев

В начале года, когда разгорелся скандал с «девушкой с семечками», колумнист Данияр Айтман назвал её «зеркалом нации» и в доходчивой манере оправдал. Мол, а что вы ей удивляетесь, когда вся страна и живет по этим искаженным правилам и представлениям.

Александр Сокуров, русский режиссёр и автор фильмов «Русский ковчег» и «Фауст», в свою очередь (естественно, не подразумевая никакого скандала с девушкой из бишкекского парка Ататюрка), в одном из своих интервью очень четко обозначил первостепенную функцию государства.

«Сохранять и развивать культуру страны».

Потому что всё остальное — дороги, социальное обеспечение, образование и бизнес — вытекает в первую очередь из культуры. Именно поэтому Наполеон, встав у руля Франции, превратил Лувр в то, чем он является сейчас. До Бонапарта и Французской революции это здание ведь было просто королевским дворцом.

Культура переплетена со всеми аспектами жизни, начиная политикой и заканчивая военным делом. В этот обширный термин входит всё: живопись и литература, музыка и поэзия, архитектура и история, философия и теология. Всё то, что мы привыкли презрительно клеймить малопрактичными гуманитарными науками.

А зря. Здоровое общество — это сознательное общество, а чтобы взрастить в человеке эту сознательность, необходима культура, необходимо искусство. Искусство, которое заражает читателя своими идеями. Вырабатывает в нем умение понимать ситуации, принимать взвешенные решения и правильно оцениать свои поступки. Оно рождает в человеке сознательность.

Точно так же, как людям свойственно часто недооценивать значимость исторических событий, происходящих здесь и сейчас, люди еще чаще недооценивают влияние культуры и истории.

Политика, искусство и история цикличны. Мы до сих пор строим театр на постулатах Аристофана и логику на догмах Аристотеля. А это приветы из античности, две с половиной тысячи назад от сегодняшнего дня.

Не иметь в себе эту культуру и хоть какую-либо осознанность, понимание своего места и устройства мира (пускай привести в абсолют это знание невозможно в принципе) — значит заходить в тупик. Значит не учитывать ошибок прошлого и не ценить его наследия.

Осознанная личность понимает, что государство не обязано человека содержать. Государство обязано дать людям возможность реализовывать свой потенциал по мере возможностей. Обеспечить ему свободу и защиту. Сохранять ту самую культуру. Но не больше.

Остальное в руках граждан. Образованных и культурных граждан, которые будут не стремиться к собственной наживе и материальным ценностям, а думать и о морали или эстетике (философия). Замечать прекрасный фасад и ставить в упрёк алюкобондовое уродство (изобразительное искусство и архитектура). Понимать, что «разруха в головах» и что «сила правительства держится на невежестве народа» (литература). Осознавать, что деструктивные течения благоприятны лишь при абсолютном понимании предмета (история и классическая музыка).

При этом стоит четко определить, что образование и культура — вещи разные. Образование — это в большей степени рабочий инструмент и залог успеха. Культура же немного о другом. Это понимание своего места, это осознание того, какое тебе нужно образование, каким ты хочешь видеть свои двор, город и страну. Это осознание того, что в жизни есть не только деньги и развлечения, что в мире есть несправедливость и что есть проблемы выше индивидуума и даже общества.

С другой стороны, я не считаю, что пропаганда культуры входит в список обязанностей государства. Это не менеджмент или вышмат, которые можно выучить. Культура включает в себя инициативу. Вполне полезно уметь делать статистический анализ данных или интегрировать векторные поля без особого понимания того, чем вы занимаетесь. Получили правильный результат, ну и славно.

С культурой не так. Если её не впустить и не принять, то вдалбливание трактатов и принудительные походы в музеи будут бессмысленны. Людей можно приобщить к ней, но не научить.

Вот и инцидент с цветами — это о культуре. Это о человеческих ценностях и взаимоотношениях людей с самими собой.

Это о совести. Которой у некоторых из нас нет, как и нет желания иметь культуру и растить в себе осознанного человека. Образование (в его самом низменном смысле) не оканчивается университетским дипломом. Учиться можно и нужно всегда, и почему бы нам не учиться культуре.