Талгат Субаналиев — один из немногих кыргызстанцев, кто побывал в Антарктиде. Сегодня он и сам не может поверить, что это с ним произошло.
Рассказ ведется от лица Талгата Субаналиева
Увлекаться фотографией я начал год назад, когда друг подарил мне телефон. Это оказалось самым дорогим подарком, потому что привело меня к новому увлечению — фотографированию. Поначалу я фотографировал для себя — близкие друзья начали писать в «Фейсбуке», что у меня это хорошо получается. Так я и продолжил, потом начался этот конкурс [среди студентов АУЦА, главный приз — поездка в Антарктиду] и я решил подать заявку.
Это было в прошлом весеннем семестре. Один из спонсоров АУЦА Херш Чадда мечтал побывать в Антарктиде, но по состоянию здоровья он не смог это осуществить. Поэтому он решил объявить такой конкурс, чтобы молодой студент, который интересуется фотографией, поехал туда.
Самым сложным было написать сочинение, потому что я не знал, почему хочу в Антарктиду. Я задавался вопросом: «Зачем люди вообще едут туда?». Я написал, что хочу в первый раз в жизни увидеть мир, что наша планета состоит не только из гор и степей вокруг меня, а из чего-то большего, и то, что я очень хочу это раскрыть и показать в своих фотографиях.
В один прекрасный день пришло сообщение на почту — я выиграл конкурс и еду в Антарктиду. Сначала я просто не поверил. Потом через несколько дней я написал им: «Это правда? Вы не прикалываетесь?». Они мне ответили, что я и вправду еду.
Мое путешествие в Антарктиду было самым ярким событием в моей жизни. Сначала было страшно, я сильно волновался перед поездкой. Ряд трудностей сопровождали меня — сначала я не смог получить визу в Аргентину, потом заболел морской болезнью. Но это всё стоило того. Я увидел пингвинов, тюленей, первые айсберги и сделал замечательные фотографии на вечную память.
Мое дальнее путешествие началось с того, что я отправился в Дубай увидеться с профессором Чадда. Он благословил меня и дал свою дорогую камеру.
Дальше полетел в Аргентину, в Буэнос-Айрес, а дальше в Ушуайя, в самый южный город мира, в самый конец Южной Америки, там есть порт и оттуда мы поплыли в Антарктиду. Нас было 119 человек из 34 стран мира. Это были обычные туристы, которые отправились в мировой тур.
Когда мы проплывали пролив Дрейка [соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов], огромные семиметровые волны настигли нас. Корабль качался то в одну, то в другую сторону. Мы заболели морской болезнью. На следующий день большинство пассажиров не смогли встать с постели, и мне было плохо, я лежал и почти не ел.
Обычно нас будили в семь утра, но 10 февраля разбудили в четыре, потому что мы уже приплыли на материк. Мы вышли и увидели первые айсберги, первый рассвет, вода была уже тихой и все уже воспринималось по-другому. Забылось все плохое, все сложности, которые до этого были. Я просто смотрел, удивлялся и не верил, что я в Антарктиде.
Там мы жили и ели на корабле, еда была замечательная. Вы представляете каково это — есть апельсины и арбузы в Антарктиде? К моему удивлению, там есть интернет, он дорогой, но я им пользовался.
Когда настало время высаживаться на берег, нас заставили пропылесосить всю одежду, чтобы микробы и всякое, что у нас было на ней, не попали в Антарктиду. Потом нам выдали специальные резиновые сапоги, мы должны были промыть их водой, которую нам дали в тазиках — после этого можно было наступать на землю. За нами следили, были строгие правила, нельзя было подходить к пингвинам и ко всем живым существам. Мы должны были держаться в пяти метрах от них, чтобы они не пугались. Мы не имели права трогать их, что-то забирать и приносить на этот континент.
В Антарктиде было лето, шесть градусов тепла, а у нас в Кыргызстане тогда была зима. Не было большой разницы между нашей зимой и их летом — я ходил без шапки.
Весь континент пахнет пингвинами — это самый уникальный момент, пахнет как курятник!
Еще запомнился «Пауэр Планч» — люди едут в полярные пояса и купаются в антарктической воде, это очень экстремально. Вода жутко холодная, но это был настоящий адреналин. Когда я вышел из воды, кончики волос покрылись льдинками.
Ландшафт и природа там уникальны. Говорят же — там, где нет меня, всегда лучше. То же самое можно сказать про Антарктиду: там, где нет людей, всегда лучше. Там не было ни людей, ни запаха бензина, ни каждодневной суеты. Там чистый воздух, можно медитировать или заниматься йогой.
Антарктида для меня именно такое место, где проводится жирная линия между природой и человеком. Я приехал из человеческого мира в мир природы. Там ты чувствуешь, насколько человек маленькое создание по сравнению с природой. Сам континент настолько огромен, что человек кажется бессильным существом. Там дикая природа, безлюдная, нетронутая никем — у Антарктиды свой дух, и ты чувствуешь связь между природой и человеком.
Это было уникальным и чудеснейшим опытом в моей жизни. Весь круиз длился 10 дней — из них ровно неделю мы пробыли на континенте, а остальные потратили на дорогу. Для меня эти дни пролетели незаметно, я просто наслаждался и жил по-настоящему!
Сейчас я возвращаюсь к воспоминаниям об этой поездке — будто бы этого всего со мной не происходило. Кажется, что это все просто чудесный сон. Неужели со мной такое было? Я действительно туда ездил и это мои фотографии?
Я сделал там 175 гигабайт фотографий. Для выставки распечатали 27 снимков — мы выбрали именно то, что относится к пейзажной фотографии. Они однозначно будут висеть в стенах АУЦА, потому что я студент этого университета.
Все фотографии, которые я сделал, любимы мною, каждая имеет свое значение и играет огромную роль для меня. Они связаны с моими воспоминаниями об этом сказочном путешествии.
Фото: Талгат Субаналиев