Редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев провёл год в одном из голландских университетов и решил поделиться своими наблюдениями об их системе образования и выявить проблемы кыргызских школ и вузов.
Была ещё и новость, уже местная. Один депутат предложил заменить шестидневную систему образования для учеников всех классов пятидневной.
Объединяет все эти темы, кроме связи с образованием, одна примечательная деталь. В обсуждениях всех трёх материалов превалируют позитивные отзывы: радуются родители и просто люди, которые заботятся о счастье детей.
Если вы, рассматривая как финские детки раскачиваются на качелях вместо зубрения методов деления, почувствовали одобрение и радость – знайте, вы не единственный. Это данные из Америки, но их, скорее всего, можно смело обобщить и на чисто человеческий масштаб: по данным соцопроса в Штатах, 62% американских матерей больше заботятся о социальной жизни своих детей, нежели академической.
Грубо говоря, они предпочли бы, чтобы их ребёнок сходил в пикник с друзьями, нежели провёл ночь в подготовке к слишком сложному экзамену по математике. Конечно, каждая ситуация уникальна, и всё зависит от обстоятельств, но посыл более-менее ясен. Портить детям их беззаботные годы никто не хочет.
Впрочем, мы ведь сейчас говорим о счастье и той самой социальной жизни, но в то же время финские дети показывают чуть ли не лучшую академическую успеваемость во всём мире. Парадокс? Да нет.
Голландия в четырёх пунктах
Я на своём примере буду говорить, к сожалению, не о Финляндии – там я никогда не был, и кроме «Нокии» и Невской битвы, к своему стыду, о стране практически ничего знаю – а о Голландии.
В Голландии с образованием всё хорошо. У них и Нобелевские лауреаты, и университеты из сотни лучших вузов мира, и, чёрт возьми, даже успешные исследования по разработке лекарства от рака.
Но почему у них всё хорошо? Это уже история посложнее, в которой задействованы все этапы образования.
Во-первых, в Голландии дети начинают ходить в школу с четырёх лет. Когда я в первый раз услышал этот факт, я немножко загрустил и начал жалеть бедных голландских ребятишек, которые с четырёхлетнего возраста начинают таскать рюкзачки и складывать двузначные числа.
Но, на самом деле, всё не так просто. В Голландии первые годы школы – это те же самые детские сады, просто под другим лейблом. Дети приходят, веселятся, играют и едят. Разве что тихого часа у них нет. В этом, казалось бы, незначительном штрихе, однако, кроется серьезная логика. Из-за того, что дети идут сразу в школу, им не приходится преодолевать психологический барьер боязни первого класса и не приходится менять среду обучения.
Во-вторых, в Голландии существует разделение послешкольного образования (у нас, собственно, тоже есть, но совсем другое). В зависимости от твоей успеваемости и целей, ты можешь выбрать один из трёх типов, наивысшим из которых является университет.
Здесь есть две оговорки: если наше существующее разделение всё равно позволяет практически всем попасть в университет, то у них это разделение по спецпрограммам перед старшей школой с довольно сложными испытаниями, которые не все проходят. Плюс, что важнее, люди не особо стыдятся идти в техникум. К этому относятся как к нормальному явлению, и в университетах оказываются преимущественно люди, которые действительно пришли учиться.
Оттого повышается ценность университетского образования. Чем сложнее попасть в университет и чем больше у ученика препятствий по пути к получению диплома о высшем образовании, тем более полезен будет этот диплом. Когда я рассказывал своим однокурсникам шутки про то, что у нас с дипломом экономиста ты спокойно можешь оказаться таксистом или официантом в «Империи Пиццы», они искренне недоумевали и начинали возмущаться. Тут такую ситуацию тяжело представить.
В-третьих, и это важно, здесь очень высоко ценят внеакадемическую активность. Вообще, в Голландии очень любят культуру и искусство – например, это одна из стран с самым высоким процентом трат на культурный отдых. Вот и в школах (а потом и в университетах) у них есть кружок и драматургический, и литературный, и киношный, и любой на свете. Дети здесь учатся не только считать и заучивать даты, но и создавать и ценить прекрасное.
Как бы пафосно это ни звучало, но эти умения крайне важны. Именно поэтому ведь и создаётся сейчас Ololo art studio – её основатель Данияр Аманалиев неоднократно отмечал, что мы не умеем жить, потому что застряли в замкнутом круге из работы и телевизора, работы и фэйсбука. Нам необходимо научить себя развиваться и ценить духовную сторону жизни, и не менее важно приучать к этому младшее поколение.
Может быть, я преувеличиваю, но по ощущениям каждый третий студент в моём университете на чём-либо да играет. Каждый четвёртый рисует или фотографирует. Каждый пятый снимает фильмы или играет в театре. При том, что преподают у нас в основном физику, историю, политику, математику, экономику и прочее.
А если ты, допустим, чего-либо из вышеперечисленного не умеешь, то всегда есть люди, которые тебя научат. И студенты хотят заниматься подобным: у нас у всех куча дедлайнов, эссе и презентаций, домашние задания и авралы по статистике (ох уж эта статистика), но люди всё равно раз в месяц выходят на сцену на «Открытом микрофоне», играют спектакли и делают короткометражки. Они сами ведут эти кружки и делятся опытом и знаниями со студентами.
Как это связано с академической стороной учёбы? А очень тесно. Культура и искусство заряжают мощным запасом энергии. На слух звучит глупо, но вы сами попробуйте выйти на фотопрогулку, заучить Гимнопедию номер один на пианино или отснять красивый и искренний ролик. На худой конец, просто посмотреть Тарковского или почитать Шекспира.
Именно с тем запасом идей, силы и вдохновения, которым обладает искусство, и получается жить дальше. Это самый большой стимул, доступный человеку, он мотивирует его двигаться вперёд и быть лучше. И, допустим, решать статистику.
В-четвёртых – и это самый, самый важный пункт всего материала – в Голландии совершенно другое отношение к учёбе.
Расскажу ещё одну историю. Полгода назад я обнаружил, что невероятное количество моих голландских однокурсников зачем-то учило латынь. Не потому, что они все собирались стать медиками. И не потому, что комильфо и в светском обществе можно будет пощеголять знанием мёртвого языка.
Как они мне сами объяснили, латынь в школах преподают, потому что она стимулирует критическое мышление. Это очень сложный язык с множество подструктур, требующий больших умственных усилий. Не знаний, а именно усилий. Голландцев учат латыни не ради, собственно, владения языком, а ради развития в них определённых умений и любопытства.
И такой подход свойственен не только в обучении латыни. С подобной идеей в голове в голландских школах подходят ко всем вопросам: им там дают, в первую очередь, не знания, а любовь к получению знаний и умениям, которые им пригодятся позже. Их не заставляют заучивать бесконечные даты исторических сражений и значения косинусов и синусов 60 градусов. Их просто воспитывают так, чтобы они этим сами заинтересовались и самостоятельно узнали ответ.
С другой стороны, в университете у них тоже совершенно другие требования к студентам. Как-то раз, разговаривая с профессором, я от него услышал, что «мы вас здесь ведь не учим тому, как писать и рассказывать. Мы даём вам знания и обучаем academic skills, а это совершенно другое». Когда я приехал сюда, весь мой багаж презентаций и писательства в самой школе сводился к (крайне бесполезным) страничным сочинениям по литературе и скачанным из интернета пауэрпойнтам. Благо, мне повезло работать в «Клоопе» и готовиться к американскому SAT, для которого нужно писать академические эссе.
В чём проблема кыргызского образования?
В наших школах очень сомнительно расставлены приоритеты. У учеников нет практически никакой свободы выбора, а учат их не самым однозначным вещам. Грубо говоря, после выпуска наш абитуриент может знать значение котангенса прямого угла и дату проведения первого парада победы, но не уметь элементарно писать и презентовать.
Плюс, к тому моменту ему почти полностью отобьют желание учиться и получать новые знания по собственной инициативе, потому что предыдущие одиннадцать лет его заставляли зубрить параграфы и списывать контрольные по алгебре у соседа-олимпиадника.
То, что делают в наших школах и университетах – это пытаются научить водить болид людей, которые никогда даже за руль обычной легковушки не садились. Студенты, не умеющие даже нормально читать научные тексты, садятся за парты аудиторий и пребывают в обоюдном забвении вместе с профессорами на протяжении четырёх лет.
Потому что ведь принято. Никто из нас, абитуриентов, даже не задаётся вопросом «а нужен ли мне университет?» Идут почти все, идут невпопад и порой непонятно зачем, боятся хоть один раз в жизни решить за себя. А когда приходят в университет (опять же, с непонятным багажом сомнительных знаний и отсутствием элементарных скиллов), разводят сессию или, словно по условному рефлексу, зубрят книжку за день до неё и сдают на «удовлетворительно».
Наша проблема в том, что мы не прививаем детям любовь. Любовь к знаниям, любовь к культуре и искусству, любовь к себе и любовь к открытию новых горизонтов. А уже оттуда вытекает всё прочее – таксисты с дипломами экономистов и профессора-взяточники.