«Бедный народ, куда мы катимся?» — так подписан баннер в центре Бишкека, на котором изображены женщины в парандже и хиджабах. Позже президент Кыргызстана приказал развесить такие билборды по всей стране. Это не первая инициатива властей в Центральной Азии по борьбе с «арабской модой».
Власти стран Центральной Азии довольно часто пытаются выступать экспертами в вопросах моды, советуя, что стоит или не стоит носить гражданам своих стран.
Рекомендации звучат от президентов, депутатов, чиновников, преподавателей вузов — всех их волнует, как стоит одеваться, в особенности, женщинам.
Обычно советы сводятся к настойчивым рекомендациям отдавать предпочтение национальным нарядам — отказаться либо от слишком закрытой «арабской» одежды, либо от открытой повседневной одежды, вроде коротких юбок.
В Кыргызстане об одежде часто высказывается сам президент Алмазбек Атамбаев — на недавней пресс-конференции он заявил, что в стране должны быть свои одежда и язык.
«Давайте не будем путать культуру арабскую, пакистанскую, бангладешскую и прочие с кыргызской. У нас есть свои одежда и язык. Почему вместо слова «адал» – «халал»? Я Коран читал неоднократно, не надо навязывать нам чужую культуру и язык», — сказал он.
Скандальные баннеры в Кыргызстане
Атамбаев поддержал идею баннеров в центре Бишкека, на которых изображены женщины в парандже и хиджабах с подписью «Бедный народ, куда мы катимся?»
По его мнению, в этой инициативе нет ничего плохого — президент поручил развесить эти баннеры по всему Кыргызстану.
Однако билборды стали причиной обширных дебатов среди бишкекчан, которые поделились в социальных сетях на два лагеря — те, кто поддерживают акцию, и те, кто против.
Сам президент неоднократно говорил, что придерживается светской и национальной форм одежды и «не приемлет термина “мусульманская одежда”».
В феврале 2015 года администрация Атамбаева поддержала чиновницу районного отдела образования, которая потребовала от родителей не навязывать своим детям ношение хиджабов.
«Данная позиция исходит из конституционного положения о светском характере кыргызского государства. Соответственно, считаем абсолютно оправданными действия должностных лиц, в частности, заведующего районным отделом образования Ак-Талинского района Нарынской области, требующих от родителей не навязывать школьницам ношение хиджабов», — сообщала пресс-служба Атамбаева в начале 2015 года.
Борьба президента с «мусульманской одеждой» встречает сопротивление со стороны правозащитников — глава организации «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы говорила тогда в интервью радио «Азаттык», что посыл Атамбаева правильный, но он не должен противоречить положению Конституции о свободе вероисповедания.
«Нам нужно ввести школьную форму. Но она не должна противоречить Конституции, свободе вероисповедания. Нельзя превращать форму в бизнес. Не нужно впутывать в школьную тему проблему хиджаба. Ученицы 6-7 класса могут надевать длинные юбки, белые кофты и надевать на голову белый платок», — говорила правозащитница.
Назарбаев: Хиджабы — путь «к средневековью»
В соседних с Кыргызстаном странах президенты тоже высказывали недовольство «непривычной» одеждой — лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил, что «категорически против паранджи».
«У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам. Мы с уважением относимся ко всем представителям мусульманства, но у нас своя дорога», — говорил Назарбаев в марте 2011 года.
Похожее заявление он сделал затем в ноябре 2012 года на съезде молодежного крыла своей партии — тогда Назарбаев призвал не одевать казахских женщин в арабскую одежду.
В целом, власти Казахстана пытаются убедить своих граждан, что хиджаб и паранджа — это несвойственная для граждан страны одежда.
Например, в марте 2016 года Министерство образования Казахстана запретило ношение хиджабов в школах, объяснив это тем, что в обучении должны быть светские стандарты.
На сторону противников хиджабов в казахских школах встало также Агентство по делам религий (АДР) Казахстана, которое в интервью изданию «Тенгриньюз» процитировало слова Назарбаева о том, что хиджаб — путь «к средневековью».
«В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия “хиджаб”. Казашки всегда были свободны, не закрывали лиц, не находились в затворничестве. Казахи с особым уважением относились к девушкам. С детства прививали такие качества как скромность, сдержанность, воспитанность. Эти качества проявлялись не только в характере, но и в одежде девушки, но при этом они не носили хиджаб», — передало слова представителя АДР издание.
Муфтият Казахстана не стал спорить с поддерживаемой Назарбаевым позицией по хиджабам, но ранее Духовное управление мусульман высказывалось против «притеснений мусульман в отношении хиджаба».
«ДУМК в связи с этим считает неправомерным притеснение мусульман в отношении хиджаба, поскольку их права защищены законом. Отмечается, что, в первую очередь, это касается препятствий со стороны работодателей и руководителей учебных заведений», — сообщал муфтият в марте 2013 года.
Таджикистан: Борьба с бородами и хиджабами
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон тоже ставил национальные традиции в противовес «арабской» моде — в 2010 году на встрече со студентами Таджикского национального университета он посетовал, что часто на улицах столицы видит девушек и женщин в хиджабах.
Затем осенью 2015 года Рахмон раскритиковал девушек небольшого таджикского города Куляб за то, что они носят хиджаб — эти слова были сказаны в контексте угрозы со стороны организации «Исламское государство», которая признана экстремистской в нескольких странах мира.
«Почему вы подражаете чуждому? Думаете, что если наденете сатр и хиджаб, вам откроются двери в рай? Думаете, что вам забудутся ваши грехи? Лучше служите отцу и матери», — сказал президент.
Кроме публичного осуждения «арабской» одежды, власти в Таджикистане используют и другие методы.
Например, проводят рейды на рынках и требуют, чтобы продавцы хиджабов не выставляли свой товар на прилавки или вообще им не торговали; или показывают на телевидении сюжеты, в которых работницы секса рассказывают, что в арабской одежде привлекают больше клиентов.
Впрочем, «арабская» одежда и хиджабы не единственная мишень таджикских властей в борьбе с радикализмом — с мая 2015 года полиция стала задерживать мужчин с бородами и заставлять сбрить их.
Единственной силой, которая попыталась противостоять борьбе властей с хиджабами и бородами, была партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) — она жаловалась властям на ущемления прав верующих и призывала прекратить гонения на них.
«Многие годы наша партия становилась объектом давления. Теперь в стране преследуются верующие, которые носят бороды и хиджабы. Подобные действия противоречат основному закону страны, который гарантирует свободу слова, вероисповедания, мнений», — цитирует Би-би-си слова первого заместителя ПИВТ Саидумара Хусайни.
Позже ПИВТ была признана властями Таджикистана террористической органзацией и против её руководителей были возбуждены уголовные дела за попытку переворота. Сами члены партии отрицали обвинения.
Узбекистан: Списки носящих хиджаб
В декабре 2015 года Узбекская служба радио «Свобода» сообщила, что власти Узбекистана составляют специальные списки женщин, которые не следуют правилам ношения одежды.
В частности, эти правила касались ношения хиджаба — женщинам запрещали носить платок, и если они отказывались его снимать, полиция вносила их в список и просила поставить свою подпись.
Как сообщили «Свободе», списки собираются для проведения разъяснительных работ с этими женщинами, которых просят «завязывать платки сзади согласно узбекским национальным традициям».
По его словам ташкентского правозащитника Сурата Икрамова, давление или преследование в отношении этих женщин пока не наблюдаются. Икрамов сказал, что список узбекских женщин в хиджабах собирается в органах внутренних дел.
«У нас есть данные о том, что женщин в хиджабе вызывают в махаллинские комитеты, но нет сведений о том, что на них оказывается давление. Их вызывают, вносят в список, предупреждают, а после отчет о наличии таких женщин отправляют в вышестоящие органы. Это делается в рамках борьбы с «Исламским государством». Все это проходит в рамках одной кампании», — цитирует Икрамова Узбекская служба радио «Свобода».
Ранее издание сообщало о кампании властей Узбекистана против женщин в хиджабах — в июне прошлого года женщин, которые отказывали снимать платки или завязывать узел по-другому, арестовывали.
«Они задерживают и привозят их в районное отделение внутренних дел. Женщин, которые сразу соглашаются снять хиджаб, отпускают после беседы. А тех, кто не хочет снимать платок с головы, держат в отделении дольше, с ними общаются сотрудники отдела по борьбе с терроризмом. Вызывают близких – мужей или отцов. После со скандалом отпускают домой», — говорил источник издания.
Источник фото: Азаттык, Deutsche Welle, Em and Ernie/Flickr