Материалы, опубликованные в рубрике «Мнение», выражают личную позицию их авторов. Оригинал записи опубликован на странице юриста Нурбека Токтакунова.
Проект изменения конституции предложен депутатами от четырёх парламентских фракций из шести: Чыныбаем Турсунбековым, Исой Омуркуловым, Омурбеком Бабановым, Канатбеком Исаевым, Бакытом Торобаевым и Алтынбеком Сулаймановым.
По своему содержанию, этот законопроект является попыткой конституционного переворота и захвата власти.
Принятие этих изменений превратит нашу страну в полицейское государство с диктаторским режимом. Это не образное сравнение, это наша завтрашняя реальность, если сегодня мы этому не помешаем.
О «высших ценностях»
1. Инициаторы изменений вводят понятие «высшие ценности» кыргызского государства и перечисляют в одном ряду следующие ценности:
- Человек, его жизнь, стремление к счастью, здоровье, права и свободы, любовь к Родине, безопасность, образование, честь и достоинство;
- Независимость, государственный суверенитет, национальные интересы Кыргызской Республики;
- Территориальная целостность Кыргызской Республики;
- Единство народа Кыргызстана, мир и согласие в стране;
- Справедливость, верховенство права и равенство перед законом;
- Сохранение и развитие языка и национальной культуры, бережное отношение к истории;
- Нравственность, семья, детство, отцовство, материнство, забота о родителях, уважение к старшим, сочетание традиций и прогресса;
- Создание благоприятных экономических, социальных и других условий для гармоничного развития личности;
- Благоприятная окружающая среда.
2. Разработчики перечислили в одном ряду всё, что ценится не только кыргызстанцами, но и всеми людьми на свете. То, что уместно в выступлении ораторов или в художественном произведении, неуместно в конституции.
В действующей конституции итак предусмотрены все вышеперечисленные ценности, но каждая из них занимает своё место и имеет свою область применения, о чём разъясняю далее.
3. Конституция по своей природе является общественным договором, которым общество:
— провозглашает свои высшие ценности;
— определяет политическое устройство общества (государственную власть, то есть верховные органы управления делами общества (ветви власти), устанавливает порядок этого управления и порядок взаимодействия ветвей власти).
4. Любое общество состоит, прежде всего, из личностей, индивидуумов, поэтому высшими ценностями общества являются общечеловеческие индивидуальные ценности — человек, его жизнь и здоровье, его права и свободы.
5. Государственная власть (государство) не должна ассоциироваться со страной и обществом, она является всего лишь аппаратом на службе у общества, обслуживающим общественные интересы и защищающим высшие ценности общества.
6. Объединение личностей в общество порождает необходимость обозначения ценностей другого порядка, таких как: национальная безопасность и общественный порядок (независимость, суверенитет, территориальная целостность, единство народа, нравственность, развитая экономика и т. д).
Несмотря на свою важность, они являются условиями для реализации и защищенности общечеловеческих ценностей. Обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, как необходимых условий для реализации общечеловеческих ценностей, является обязанностью государства.
Кроме того, с объединением человеческих личностей в общество, права и свободы одних лиц могут оказываться в конфликте с правами и свободами других лиц, отсюда в конституционных нормах появляется стандартная оговорка «права и свободы других лиц».
7. На практике разные ценности и интересы часто оказываются конкурирующими и у властей должен быть алгоритм определения приоритетов, взвешивания этих интересов для принятия наиболее целесообразного, безопасного решения с минимумом вреда интересам личности и общества.
Важнейшим конституционным механизмом является алгоритм ограничения прав и свобод человека. Любая конституция, в том числе и наша действующая, предусматривает, что права и свободы человека могут быть ограничены в интересах безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, в интересах прав и свобод других лиц, при этом эти ограничения должны соразмерными.
Под соразмерностью ограничений, подразумевается пропорциональность, целесообразность и необходимость.
В качестве примера, представьте, что с учащением случаев ночных краж и ограблений, власти приняли решение задерживать и доставлять в РОВД для проверки всех граждан, которые после 00 часов гуляют на улице. Власти объясняют это решение интересами общественной безопасности, защищенности жизни и имущества граждан.
Мотивы выглядят правильными, но если проверить эти меры на соразмерность, то делаем следующие выводы:
— Взвешивая на весах характер угрозы и меры по их противодействию, мы видим, что эти меры чрезмерны, так как существенно ограничивают нашу свободу передвижения, несоразмерно характеру угрозы;
— В таких мерах нет необходимости, так как профилактика преступности зависит, прежде всего, от уровня и профессионализма правоохранительных органов.
Ограничение ночного передвижения граждан облегчит работу правоохранительных органов, но не повысит их профессиональный и интеллектуальный уровень. Другими словами с ночной преступностью нужно бороться не введением режима для граждан, а повышением эффективности правоохранительных органов.
Таким образом, приоритизация прав и свобод человека и конституционный принцип соразмерности ограничений препятствует вероломным нарушениям прав и свобод человека под предлогом защиты безопасности и интересов других лиц.
8. Учитывая, что законопроектом, кроме перечисления в одном ряду вышеперечисленных высших ценностей, также устанавливается, что «Высшие ценности определяют основу законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики и являются смыслом и содержанием деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также обязывают граждан и юридические лица способствовать защите и продвижению этих ценностей», следует ожидать, что принятие такой конституции приведет к принятию законопроектов, в которых будет нарушен принцип целесообразного и соразмерного ограничения прав и свобод.
Например, может быть принят Закон «О реконструкции центра города», предусматривающий отъем собственности с выдачей «справедливой» компенсации по усмотрению властей, так как право частной собственности находится в одном ряду с такой ценностью, как «создание благоприятных экономических условий» и, соответственно, не имеет перед ней никакого приоритета.
9. Кроме того, следует ожидать нарушения принципа соразмерного и целесообразного ограничения прав и свобод в практике государственных органов, и особо болезненно для человека, в практике правоохранительных органов. Так любые нарушения прав и свобод человека, необоснованные задержания и уголовные преследования, пытки и истязания, и даже лишение жизни человека, могут быть оправданы интересами безопасности, общественного порядка, или любыми другими интересами, перечисленными выше, перед которыми интересы прав и свобод человека не имеют никакого приоритета.
10. Таким образом, нарушение приоритета общечеловеческих ценностей над другими, принципа целесообразности и соразмерности ограничений прав и свободы, неотвратимо приведет к бесконтрольному усилению полицейской мощи государства, репрессиям и диктатуре.
Продолжение следует…
Фото: Time.kg