Кыргызские мужчины, танцующие балет, рассказали о стереотипах, сложившихся о них, о том, что заставляет их оставаться в искусстве, несмотря на мизерную зарплату, и о том, как силен удар ногой танцовщика.

В кыргызском балете всего 49 артистов, 17 из них — мужчины. О балетной жизни и стереотипах вокруг нее рассказали артисты бишкекской балетной труппы: Марат Сыдыков, Айбек Темиралиев, Тилек Кийизбаев и Фарух Садыркулов.

Лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Кыргызстана Марат Сыдыков считает, что балет это «искусство, в котором составляющая часть — это ты сам».

b02

После окончания хореографического училища в Бишкеке, он несколько лет учился в Школе Английского национального балета в Великобритании, после чего вернулся в Кыргызстан.

«В балет меня привела мама»

У меня, наверное, и выбора не было, так как я из балетной семьи. Мои родители — народный артист Кыргызской Республики Кубанычбек Сыдыков и заслуженная артистка Гулькаир Карабекова. Сейчас отец — главный балетмейстер в театре, брат тоже работает артистом балета.

Как и в любом другом виде спорта, балет требует ежедневных тренировок. В балете нужно постоянно работать над собой, приходить по утрам в класс и отрабатывать движения. Повторять уроки приходится постоянно на протяжении всей жизни.

Очень приятно, когда после спектакля к нам подходят абсолютно незнакомые люди и выражают благодарность за то, что мы работаем здесь. Не оставляем страну, несмотря на мизерные зарплаты.

Я люблю свою работу. Я посвятил себя балету и оставить карьеру уже не смогу.

b03

Тилек Кийизбаев — выпускник балетной школы 2016 года. Он уже исполняет сольные партии в балетных постановках.

«В театре всегда мало людей»

Сейчас в театр по крайней мере приходят зрители. Было время, когда в зале было всего 20 человек — половина из них родственники.

Нельзя говорить, что публика не воспитана, но видно, что она немного не понимает театр. Раньше люди шли на балет как на торжественный праздник, надевали лучшую одежду.

Прыжки и поддержка воспринимались восторженно, люди понимали суть происходящего. Сейчас овации и свист вызывает банальная поддержка девушки. Поднял балерину — услышал свист и хлопанье в ладоши.

Дети сами тянутся к балету, что очень радует — балет уже не чужд нашему народу. В классы обычно набирают не больше 20 человек, но до выпуска доходит не каждый, потому что это адский труд. Многие бросают — не могут продолжать из-за боли или травм. В итоге в среднем выпускается по 10 учеников, хотя в этом году наш курс был самым большим — нас было 27 человек.

Вне зависимости от количества выпускников, в театре [работает] всегда мало людей. Многие уезжают. У всех артистов очень маленькая заработная плата.

b01

Айбек Темиралиев некоторое время танцевал во Франции с балетной труппой компании France Concert. Танцует балет около пяти лет, не заканчивал профессиональных танцевальных колледжей, но упорно завоевывает балетную сцену.

«Один класс и четыре шеста»

С мировым балетом наш не сравнить — за рубежом, даже в Казахстане, совсем другие условия. Там есть тренажеры, бассейны, массажисты. А у нас один класс и четыре шеста.

Неправда, что мы не едим ничего калорийного и не пьем кофе. С нашими постоянными физическими нагрузками опасно сидеть на строгих диетах — за одну репетицию и спектакль сжигается столько калорий, что инструкторам по фитнесу только снится.

Параметры необходимой формы определяются по росту, как и у других спортсменов. Для мужчин от роста отнимается число 112, остаток — требуемый вес. У девушек от роста отнимается 120. То есть, при росте 178 сантиметров я должен весить 66 килограммов. Балерина при росте 168 должна весить 48 килограммов. Но это не ужасная анорексичная худоба.

Пенсию танцовщики начинают получать после 20 лет работы в кордебалете или через 15 лет сольных выступлений. При том, что профессиональная карьера начинается в 18 лет, 38 для артиста балета — это уже пенсионный возраст.

В детстве, когда мне предложили балет, я отказался. Сказал: «Я не гей, в колготках танцевать». Но потом все же потянуло в балет. На самом деле, мы обычные парни, иногда ходим в спортивных костюмах, курим и обсуждаем девчонок. Нет у нас в театре ни одного гея, мы мужики-мужиками.

b04

Фарух Садыркулов — лауреат международных конкурсов, выпускник питерской Академии Русского Балета имени Вагановой. В конце сентября занял третье место на международном конкурсе артистов балета, который проводится раз в три года.

«Танцевать, пока ноги не откажут»

Платят артистам балета немного, в среднем пять тысяч сомов, у заслуженных надбавка — 10 тысяч. Заработок зависит от должности, категории танцовщика, стажа работы, ролей, участия в гастролях. Пять тысяч сомов могут получать и выпускник училища, и солист.

Если мы едем на конкурсы, приходится самим искать деньги у родственников, у знакомых. Искать спонсоров глупо — никто не заинтересован продвижением искусства. Обычно фото и видео своих выступлений мы отправляем по интернету в другие театры и сами себя предлагаем. Так очень многие уезжают.

Работа травмоопасная. Можно получить сложнейший перелом, танцуя на скользком паркете или неровном полу. Обеспечить нужные артистам условия — специальный линолеум на сцене — театр не может, слишком дорого.

Танцевать мы можем, пока ноги не откажут. Но вот отказать они могут хоть завтра. Это сложно предугадать или спланировать, постоянная нагрузка и напряжение может сказаться и на молодом. Но все не так печально, вот есть, например, Барышников. Он до сих пор скачет, а сколько ему? Лет 65 уже…

Про слова «балерон» и «балерун»

Айбек Темиралиев: «Очень нехорошее слово. Знаете однажды про нашего премьера Марата Сыдыкова написали в «АКИпрессе»: “В Сеуле наш балерун занял второе место”, так вот лучше бы не писали вовсе».

Фарух Садыркулов: «Обычно у меня возникает желание ударить человека. А удар ногой танцовщика балета обычно вырубает».

Тилек Кийизбаев: «По правилам этикета не правильно употребление слов балерон или балерун, правильный вариант — танцовщик. Но мне тоже не очень нравится. Вот самое то, это название “артист балета”».

Марат Сыдыков: «Это слово говорит об образованности человека, если он говорит «балероны», сразу видно, как он знаком с искусством».

Видео: Тилек Бейшеналы уулу, Александра Ли, Азат Рузиев
Ассистент: Арсений Мамашев