Средняя скорость движения транспортного потока в столице Кыргызстана еще три года назад составляла 35,1 км/ч. По заключению проводивших исследование японских специалистов, к 2023 году бишкекчане станут передвигаться еще медленнее – вышеозначенный показатель к тому времени снизится до 33,7 км в час.

Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык», автор Ырысбек Улукбек уулу

До 2023 года еще далеко, но уже сегодня жители столицы страдают от бесконечных заторов на дорогах и все чаще называют движение в Бишкеке транспортным коллапсом. Для сравнения, на перегруженных донельзя московских магистралях машины передвигаются куда с большей скоростью — без малого 50 километров в час.

Машин все больше, а Бишкек не резиновый

Почему-то данные о точном количестве автомобилей в стране относятся к составляющим государственную тайну. По последним официальным данным, ровно два года назад в Кыргызстане было зарегистрировано 1 миллион 73 тысячи авто, 316 тысяч из которых в Бишкеке. Вкупе с иногородними, сообщал начальник тогдашней столичной ДПС Эрлан Атантаев, по улицам столицы в 2014 году курсировало более полумиллиона автомобилей. За два последних года кыргызстанцы завезли еще более 50 тысяч авто.

В октябре 2014 года министр транспорта и коммуникаций КР Калыкбек Султанов заявлял: «В 2010 году в Кыргызстане насчитывалось 425 тысяч единиц автотранспорта, на начало текущего года их число выросло до 993 тысяч единиц». К октябрю показатель превысил отметку в 1 миллион.

При этом численность населения столицы на начало 2016 года составляла 958 тысяч человек. По неофициальным же данным, Бишкек населяют более миллиона человек.

Но если жители столицы составляют шестую часть общего населения страны, то статистику пассажирооборота Бишкек обеспечивает наполовину. В 2015 году он достиг 5,5 миллиона из 11 миллионов общего объема пассажиро-километров по всей стране. Пассажиро-километр рассчитывается путем умножения числа перевезенных пассажиров на километры их перевозки. Динамика пассажирооборота столицы показывает только ежегодный рост.

Площадь Бишкека с учетом около 50 новостроек равна 160 кв км, общая площадь страны составляет 198,5 тысяч квадратных километров. Тем самым, на 0,08% территории Кыргызстана приходится половина пассажирооборота всей страны.

Неверные приоритеты

Проблему заторов городские власти стараются решать, реабилитируя существующие либо прокладывая новые дороги. В прошлом году в Бишкеке отремонтировано 25 км дорожного покрытия.

Но специалисты по урбанистике считают, что хорошие дороги приводят только к росту пробок, и готовы доказать, что это закономерно.

Искендер Алиев уже несколько лет продвигает идею велосипедизации столицы. Изучив опыт зарубежных стран, он разработал проект «Устойчивого транспорта Бишкека» и предлагает городским властям внедрить его в столице. Суть проекта заключается в переосмыслении системы приоритетов при строительстве дорог.

«В приоритете всегда должен быть пешеход. Людям должно быть удобно передвигаться по городу пешком. Далее необходимо учитывать интересы велосипедистов, прокладывая удобные велодорожки. Следующим шагом должно быть создание условий для общественного транспорта. И только потом принять во внимание удобства для автомобилистов. В итоге это приведет к тому, что люди будут больше ходить пешком, ездить на велосипедах и пользоваться автобусами. У нас же пока все происходит наоборот. Условия создаются только для частных авто. Так люди будут и дальше стремиться к приобретению личных авто. По той простой причине, что на них комфортно передвигаться», — рассказывает Алиев.

Ходить по проезжей части горожанам не приходится – тротуары есть на большинстве улиц столицы. Несколько лет назад городские власти даже заинтересовались идеей велосипедизации Бишкека, а этой осенью на Южной магистрали открыли первую полноценную велодорожку на 1,5 км, куда при всем желании не смогут заехать автомобилисты.

Но вопрос с общественным транспортом и пробками на дорогах не сдвинулся с мертвой точки. Кажется, в Бишкеке не счесть «маршруток», но ежедневно по дорогам столицы курсирует всего примерно 2700 микроавтобусов. Но и это количество в состоянии перекрыть артерии города.

«​Ежедневно в Бишкеке на маршруты выходит по сотне автобусов и троллейбусов. Их не хватает для удовлетворения спроса на пассажироперевозки, а чтобы полностью удовлетворить его, столице необходимо еще около ста троллейбусов и 600-700 автобусов»​, — рассказывает заместитель начальника управления городского транспорта Нурлан Атыканов.

Перейти к радикальным мерам и разом полностью отказаться от маршруток не представляется возможным. Специалисты японской исследовательской группы JICA, исследовавшие вопрос использования бишкекчанами общественного транспорта, подсчитали, что в общем объеме пассажироперевозок на общественном транспорте поездки горожан на автобусах составляют 2,6%, в то время как на маршрутках — более 90 %.

Не все так плохо

В разговорах горожан все чаще звучит недовольство, что в Бишкеке становится практически невозможным быстро передвигаться. Но гражданский активист Айбек Баратов уверен, что жители сами являются главной причиной своего раздражения: пробки происходят из-за тотального неподчинения правилам дорожного движения.

«​В Европе, скажем в Англии, дороги зачастую уже, чем у нас, и машин там в разы больше. Но таких пробок, как у нас, нет. Потому что все соблюдают правила, не останавливаются, где попало, уважают других участников движения. У нас люди ленивые. Остановиться за два квартала до нужного места и пройти их пешком — это огромный труд для них. Остальные причины второстепенны»​, — считает он.

Активист отмечает, что движение в Бишкеке пока не назовешь коллапсом. За час можно добраться, в принципе, до любой точки в городе. Но это не повод для утешения. Наряду с комплексным решением транспортных проблем, заключает Баратов, горожанам необходимо повышать свой уровень культуры, в том числе, вождения.