Алтынбек Нурбаев работает таксистом в Оше третий год. В первый раз он сел за руль, когда остался без ног после аварии.
Алтынбек никогда раньше не ездил за рулем — впервые он начал учиться водить, оставшись без ног. По его словам, для него это не было сложно. Машина, которую он начал водить, специально приспособлена для людей без ног.
«Поначалу пару раз ездил по селу, возил детей в школу. Потом подумал: “Дай-ка, я попробую таксовать. Хотя бы зарабатывать на бензин, чтобы продолжать возить детей в школу.” Вот так я и научился водить», — рассказывает он.
Пять лет назад Алтынбек попал в автокатастрофу, в результате которой ему ампутировали обе ноги.
«Приходили разные мысли в голову. Мне было сложно смириться с тем, что я не буду ходить. Больше я уже не мог оставаться один со своими мыслями в четырех стенах. Мне хотелось общения с людьми, выходить из дома. Очень хотел продолжать содержать семью, кормить детей и не спрашивать деньги у других», — вспоминает он.
Во дворе его дома стояла машина отца, которую Алтынбек хотел переделать, чтобы ездить на ней. Так он начал поиски мастера по реконструкции машины.
«В каких только мастерских я не был. Все мастера боялись браться за мой заказ [переделать машину под ручное управление]. Они опасались, что если что-то случится во время вождения, то отвечать придется им. Так никто не взялся», — говорит водитель.
Спустя три месяца он случайно встретил водителя, который управлял машиной без ног. Его машина полностью была приспособлена для такого вождения. От него Алтынбек узнал о мастере и обратился к нему с заказом.
Мастер для ЛОВЗ
Амиржан Матанов — мастер по реконструкции автомобилей — тоже однажды остался без ног и столкнулся с проблемой одиночества и отчаяния, как и его заказчик Алтынбек.
Тогда его тоже посетила идея переделать машину. Амиранжан вместе с другими мастерами переделал свой старый «Запорожец» и начал ездить на нем, управляя только руками.
«Я понял принцип ручного управления и начал брать заказы. До машины Алтынбека я уже сделал около 10», — поясняет Матанов.
Мастер говорит, что таким образом он старается решить проблему изолированности людей с ограниченными возможностями от общества, создавая возможности их свободного перемещения.
«Сейчас мои недавние заказчики таксуют по городу. Мы же не можем передвигаться без дополнительной технической поддержки или чьей-либо помощи. Это и есть один из выходов из сложившейся проблемы», — говорит он.
На дороге нет особых
Алтынбек, будучи за рулем, всегда остается начеку. Он постоянно держит руку на тормозе, сохраняя контроль над вождением.
«Вот эта рука [правая] все время на тормозе. В любой момент может разное случиться. Дети могут выбежать на дорогу. Или если живность какая выбежит, я сразу нажимаю на него», — говорит водитель.
Большинство водителей не считаются со знаком на заднем стекле автомобиля о том, что за рулем находится водитель с ограниченными возможностями здоровья. По словам Алтынбека, другие водители часто кричат на него.
«Даже если замечают этот знак, все равно часто продолжают сигналить и торопить с нецензурной бранью. Бывает, что притесняют, не дают дорогу. В основном люди пожилого возраста уступают дорогу, когда видят знак. Но большинство нет. Борюсь сам за свою безопасность», — говорит он.
Видео: Дастан Умоттегин, Арсений Мамашев