Самоубийство 15-летнего школьника в Сузаке произошло на фоне попыток властей Кыргызстана бороться с суицидами среди детей. Насколько эффективны эти меры? И почему подростки кончают с собой?
Школьник из Сузака, 15-летний Шерзат Алимбеков покончил с собой после того, как односельчанин обвинил его в краже 10 тысяч сомов. История Шерзата попала в центр общественного обсуждения, а расследованием этого случая занялись омбудсмен, милиция и местные правозащитники.
Ответ на вопрос «что толкнуло подростка на такой шаг?», возможно, заключается в последних днях жизни Шерзата — в своей предсмертной записке он написал, что не брал деньги и обвинил односельчанина в избиении.
Отец Шерзата считает, что его сына могли довести до самоубийства милиционеры, которые начали допрос без родителей. При этом, сами джалал-абадские милиционеры отрицают, что могли стать причиной гибели подростка и настаивают на том, что школьник сам признался в краже.
Психолог Перизат Асылбаева из «Лиги защитников прав ребенка» говорит, что подростков толкают на самоубийство несколько причин, в основном, связанных с насилием.
«Например, некоторые дети подвергались сексуальному насилию со стороны родственников, но никто не оказывал им помощи, и им некому было рассказать. Не было доверительных отношений, не было поддержки взрослых ни в школе, ни дома, и поэтому они, оставаясь в таком положении, были вынуждены это делать (совершать суицид), потому что устали терпеть насилие», — говорит она.
По словам Асылбаевой, причиной для самоубийства может стать также пренебрежительное отношение к подросткам — например, когда преподаватели в школе срывают агрессию на детей из малообеспеченных семей или обделяют их вниманием.
«[Учителя] начинают выделять любимчиков, а вот детей, допустим, из неблагополучных семей они полностью игнорируют, срывают на них всю свою агрессию, публично оскорбляют, если они не приносят какие-то деньги в школьный фонд», — говорит психолог.
По её словам, подростки становятся восприимчивыми, когда задевают их честь или чувство собственного достоинства.
«Есть такая ситуация — потеря лица. Одни ребята не хотели добавлять к себе [в группу подростка], не хотели общаться с ним, игнорировали. И вот он чувствовал себя ущербным, был закомплексован, впал в депрессию и потом совершил суицид», — говорит она.
Борьба с насилием и суицидами
Случай с Шерзатом произошел на фоне попыток кыргызских властей бороться с насилием в отношении детей.
Два месяца назад тема суицидов среди школьников была поднята на заседании правительства, а пять дней назад парламент одобрил ужесточение наказания за насилие и доведение несовершеннолетних до самоубийства.
Согласно статистике, за первые 7 месяцев этого года в Кыргызстане произошло 64 самоубийств, из которых 95% совершены школьниками — такие данные представлили премьер-министру Сооронбаю Жээнбекову в конце августа, и он поручил провести профилактику правонарушений среди подростков.
Депутаты, инициаторы изменений в Уголовный кодекс объясняют, что ужесточение наказания за доведение до самоубийства связано с увеличением количества случаев насилия в отношении несовершеннолетних. В 2014 году было 142 тяжких преступления против детей, а в 2015 — 155.
Однако поправки повышают ответственность только учителей, врачей, родителей, родственников и воспитателей за доведение школьников до самоубийства.
«[…] будет дан перечень лиц, в отношении которых преступление против детей должно рассматриваться как отягчающее обстоятельство – близкого и/или иного родственника, супруга или сожителя родителя, воспитателя, учителя, врача», — сказано в справке-обосновании к законопроекту.
Специалист отдела по защите детей ЮНИСЕФ Елена Заиченко считает, что ужесточение наказания не должно касаться родителей.
«Наказаниями родителей такую проблему не решить. Кроме того, при совершении суицида ребенком, родителям, которые находятся в состоянии горя и имеют чувство вины, наказание только усилит эти состояния, при этом, не являясь конструктивным решением проблемы», — объясняет она.
По словам Заиченко, основные причины насилия в семье — это неумение родителей воспитывать ребенка другими методами, кроме насильственных.
«Родители считают, что ребенок – это собственность, редко считаются с его мнением и не считают его полноправным членом семьи, с мнением которого нужно считаться. Должны быть созданы программы обучения родителей позитивным методам дисциплинирования и воспитания. Есть еще одна проблема всего общества, которое признает, что бить и наказывать детей физически – это нормально», — говорит она.
Соавтор: Бексултан Амантур уулу
Фото: flickr, Eric