Типографика, наверное, самая сложная сторона дизайна, с которой я сталкивался. Easy to learn, hard to master, как говорят зарубежные коллеги. Как отличить хороший шрифт от плохого, например, я понял только в прошлом году, а это 14-й год, как занимаюсь дизайном. И в силу своей профессии я обращаю внимание на дизайн и типографику в городе, в нашей среде обитания.

Материал подготовлен в рамках медиамарафона «Молоко 2», автор материала – Nurbek Nas.

Сегодня я попытался разложить наблюдения по шрифтам в нашем городе.

Дисклеймер: я не утверждаю, что точно распознал все шрифты. Мнения о шрифтах сугубо личные и не претендуют на истину. И, конечно, не стоит воспринимать мой анализ слишком серьезно.

Итак, шрифты. На вывесках нашего города я насчитал четыре наиболее часто встречаемых шрифтов, остальные я объединил в «другие».

#5 AdverGothic

1-o1dpyupujl1mjf13dgmeqq

На пятом месте по популярности у нас АдверГотик. Шрифт российской компании ПараТайп, который сработан в 1989 году на основе шрифта Advertisers Gothic 1917 года. В описании к шрифту рассказывается, что он предназначен для рекламы (что очевидно по названию), но лично я не представляю ни одной ситуации, когда этот шрифт стоит использовать.

#4 Cooper

1-pu4aheqm7iozbdbkf1tawg

Четвертое место занимает Купер 89 года. Вроде и закругленный, а значит веселый и легкий, а вроде и с засечками, что значит серьезный. На мой взгляд, показывает неуверенность тех, кто сделал себе рекламу, использовав этот шрифт. Мы несерьёзные или серьезные? Ну мы еще не знаем…

#3

1-czrr4juhz75gueqmizwcyw

На третьем месте — все шрифты, которые не смогли сами по себе пробиться в этот чарт. По-моему, это здорово. Это значит, что с разнообразием у нас не так плохо. Это и стандартные шрифты, и рукописные.

#2 Impact

1-7nbtl2xamly67jh_ctk4eg

Вторым по популярности оказался Импакт и похожие на него шрифты. Толстый, значит достаточно массивный, чтобы обращать на себя внимание, но между тем узкий, а значит большее количество слов можно вместить в одну строку. Король де- и просто мотиваторов. Что особенно обидно — этим шрифтом часто набирают поясняющий текст под названием, что происходит в данном заведении или здании. Но он для этого совершенно не подходит. Это наглядно показывает статья на Лурке. Она набрана шрифтом Impact и почти не читаема.

#1 Arial

1-rz1zvl1kgbcnwhufb4h1rw

Самым популярным для афиш и вывесок, что вполне ожидаемо, оказался Ариал, китайская подделка Майкрософта под Эппловскую Гельветику. Тысячи аптек, моек, магазинчиков набраны этим шрифтом, который по умолчанию стоит первым в списке шрифтов на наших компьютерах. Отсутствие засечек должно показывать, что заведение под этой вывеской современно. Но это не так. Это показывает, что у дизайнеров, как и у клиентов ноль воображения. Набрать слово «пустыня» на фоне пустыни будет идеально для этого шрифта.

Процентное соотношение использования шрифтов
Процентное соотношение использования шрифтов

Все это показывает, насколько трудна типографика. Понять, какой шрифт бы точно отражал дух места, трудно. Отказаться от стадного эффекта трудно («все используют, и я буду использовать»). Все эти шрифты морально устарели.
Вывод, который нужно вынести из этой статьи, прост: никогда, ни при каких условиях не используйте эти шрифты. Не соглашайтесь, если ваш дизайнер использует их в работе. Если же вам приставили дуло к виску с требованием их принять, иначе вас убьют, улыбнитесь. Ведь сейчас вы увидите веселый фильм, где покажут всю вашу жизнь за несколько минут.