Горнолыжная база ЗИЛ в Чуйской области закрывается из-за конфликта с жителями села Уч-Эмчек. Причиной споров стала попытка сельчан построить базар на территории базы.
«Чуть ли не пинком нас выгнали», — негодует директор горнолыжного центра ЗИЛ Акбар Рыскулов, пока его сотрудники собирают всю технику и закрывают все под замок.
ЗИЛ, одна из самых популярных горнолыжных баз в Чуйской области Кыргызстана, закрывается из-за ссоры администрации с местными жителями.
Этот конфликт длится уже пять лет и заканчивается поражением для всех: ЗИЛ очевидно не заработает денег на только начинающемся лыжном сезоне, а жителям близлежащего села Уч-Эмчек теперь нет смысла строить базар, который и стал причиной споров.
Местные жители хотели зарабатывать на посетителях базы, число которых в последние годы неуклонно росло на фоне всеобщего роста популярности горнолыжного спорта в Кыргызстане.
С 2014 года местные жители ставили у горнолыжной базы контейнеры, из которых получался импровизированный мини-базар. Они уверяют, что на размещение базара на этой территории у них есть разрешение от сельсовета.
Но, по словам главы горнолыжной базы, базар развернули на месте парковки ЗИЛа. Поэтому он решил передвинуть контейнеры и освободить место для автомобилей посетителей.
Это и разозлило жителей Уч-Эмчека.
Торг вокруг компенсации
«Они начали возмущаться, выступать, что это их земля, говорить, что выгонят нас», — жалуется директор Рыскулов.
Администрация базы вызвала милицию после того, как владельцы контейнеров оказали сопротивление и не стали ничего убирать.
Милиция объяснила жителям Уч-Эмчека, что их действия незаконны. Они остановили установку рынка, но начали требовать закрытия базы.
«Мы сказали, давайте закрывайте, давайте всю технику собирайте, а мы подождем», — говорит Азамат Текчеров, один из жителей села Уч-Эмчек.
У Текчерова своя версия событий — он считает, что руководство горнолыжной базы не шло навстречу интересам местных жителей.
«Когда базы еще не было, мы жили ведь как-то. Да, пришел Акбар байке, у него работали наши ребята, правда. Но он работает сам на себя, не может найти общий язык с местными жителями. Везде в интернете в негативном свете выставляет жителей», — говорит Азамат.
В свою очередь, Рыскулов жалуется на то, что местные жители «борзели и чувствовали себя хозяевами».
Чтобы успокоить недовольство, ЗИЛ выдавал уч-эмчекцам по 30 бесплатных проездных билетов на базу в день, что эквивалентно 30 тысячам сомов.
Но, по словам Рыскулова, с ростом популярности, жители стали требовать ежедневного вознаграждения в размере 400 тысяч сомов.
Правда, Рыскулов наотрез отказался выполнять это требование и пригрозил закрытием базы. Жители отказались от своих требований, но продолжали торговать в своих контейнерах и бесплатно кататься на горнолыжке.
Местные власти утверждают, что конфликт между местными жителями и администрацией базы происходит не впервые и каждый год им удается уладить ситуацию.
«Местные жители — проблема бизнеса в Кыргызстане»
Конфликты между частными предпринимателями и местными жителями не редкое явление в Кыргызстане. Самый крупный конфликт произошел в Иссык-Кульской области, где жители перекрывали дорогу и останавливали работу золоторудной компании «Кумтор».
Молодежь обвиняла канадских инвесторов в нарушении правил экологии и требовала предоставить отчет по оказанной финансовой помощи местными жителям.
Точной статистики, как часто между местными жителями и предпринимателями возникают конфликты, нет. Однако, как утверждает информационный сайт Ca-portal в 2012 году только в горнодобывающей отрасли произошло девять столкновений инвесторов с местным населением.
Фото: zil.kg