«Партия дизайнеров Кыргызстана» — сатира на местные выборы и борьба против плагиата

Выборы в местные кенеши вдохновили кыргызских дизайнеров на создание шуточной партии, которая высмеивает предвыборные политические плакаты.

Автор «Партии дизайнеров Кыргызстана» (ПДК) — бишкекский дизайнер Никита Тарасенко говорит, что идея возникла как «отдушина», после просмотра однообразных агитационных материалов политических партий.

«Идея партии — это стёб над другими партиями. Простебать их однообразно-ужасный дизайн, примитивные слоганы. Донести до них, как на самом деле смешно и нелепо выглядит их реклама. […] Наши партии даже не пытаются подавать свою рекламу легко. Я не говорю, клоунаду устраивать, но можно и покреативить», — сказал он.

Предвыборный ролик ПДК

Главный слоган ПДК — это борьба против плагиата в рекламной сфере Бишкека.

«Борьба с плагиатом никогда не останавливалась, хотя в последнее время плагиата стало значительно меньше. Этот прикол только на волне выборов. Я просто решил постебаться, а остальные сами подключились. В Кыргызстане весёлые дизайнеры живут», — сказал он.

Члены ПДК. Автор: Азирет Асизов.
Члены ПДК. Автор: Азирет Асизов.

Графический дизайнер Дмитрий Бондарев, который первым поддержал Тарасенко и принял участие в создании ПДК, сказал Kloop.kg, что его давно волновали проблемы наружной рекламы в Бишкеке.

Гимн ПДК от дизайнера Nurbek Nas

По словам Бондарева, весь город в «страшных билбордах», а во время агитации перед выборами «ситуация усугубляется».

«Самому городу нужен «дизайн код» — правила, по которым он должен развиваться. [Поэтому] возникла идея создать виртуальную партию дизайнеров, которая бы смогла влиять и менять город к лучшему. Понятно, что мы не сможем участвовать в выборах, но сможем в дальнейшем участвовать в жизни города. Сама компания построена на вирусной подаче. Но как говорится, в каждой шутке есть доля правды», — сказал он.

Дизайнер Азирет Асизов представил, как баннер ПДК смотрелся бы на улицах города.
Дизайнер Азирет Асизов представил, как баннер ПДК смотрелся бы на улицах города.

По словам Бондарева, ПДК и начавшийся после их постов флэшмоб среди дизайнеров Кыргызстана происходит «виртуально и относительно спонтанно».

«Грубо говоря, мы собрали и объединили нейтральных людей, которые никогда не ходят на выборы. В «партии» уже уже около 10 человек, по сути — это открытое объединение, можно просто сделать смешной и актуальный пост, поставить хэштег #ПДК — и вы приняты. Но на днях будут новые ролики. Уже сейчас, я думаю, что мы обходим по охвату классические партии», — сказал он.

Борьба с плагиатом

Графический дизайнер Айбек Токтосунов сыграл роль жертвы в ролике ПДК, он поддержал идею из-за неприязни к плагиату в рекламе.

14976633_1080936658671419_4007545161083656836_o

«То, что реализация этой идеи совпала с временем предвыборной кампании, говорит о том, что качество предвыборной агитации невероятно низко в плане дизайна и разработке материалов. Если пресечь на корню такой тип работы, как говнодизайн, мы также сможем улучшить наш город», — сказал он.

Встреча ПДК с избирателями. Автор: Азирет Асизов.
Встреча ПДК с избирателями. Автор: Азирет Асизов.

Токтосунов сказал, что до начала шуточной кампании про ПДК дизайнеры уже поднимали вопрос о постоянном плагиате в сфере рекламы.

«[Тарасенко и Бондарев] хорошие «сыщики-дизайнеры» — если вы следите за страницей Никиты, то вы найдете кучу материалов, где он выявляет очередной плагиат. Это становится его профессией — выявлять чужие ошибки. Я думаю, это самый эффективный метод искоренения плохого дизайна в нашем городе и в целой стране», — сказал Токтосунов.

Непрофессионализм дизайнера партии «Кыргызстан», замеченный Никитой Тарасенко.
Непрофессионализм дизайнера партии «Кыргызстан», замеченный Никитой Тарасенко.

По словам Токтосунова, борьба группы дизайнеров с плагиатом будет продолжаться и после окончания стебной предвыборной гонки.

«Выявление плагиата говорит о том, что у нас плохо работают законы об авторских правах. Например, те же самые логотипы и правила их использования. Многие крупные фирмы до сих пор не знают, что такое брендбук. Дизайн тоже нужно ставить под защиту», — сказал он.

К флешмобу ПДК присоединились и другие креативные жители Бишкека.

Реальные обещания от дизайнера Алексея Лысогорова.
Реальные обещания от дизайнера Алексея Лысогорова.
«Классика» дизайна в стиле ювелирного магазина «Алтын» от Миланы Мельниковой из КПДК - Консервативной партии дизайнеров Кыргызстана.
«Классика» дизайна в стиле ювелирного магазина «Алтын» от Миланы Мельниковой из КПДК – Консервативной партии дизайнеров Кыргызстана.
Партия вейперов Кыргызстана журналиста Юрия Копытина.
Партия вейперов Кыргызстана журналиста Юрия Копытина.
Партия вебдизайнеров Сергея Баловнева.
Партия вебдизайнеров Сергея Баловнева.
КПДК дизайнера Бориса Латыпова.
КПДК дизайнера Бориса Латыпова.