Выборы в местные кенеши вдохновили кыргызских дизайнеров на создание шуточной партии, которая высмеивает предвыборные политические плакаты.
Автор «Партии дизайнеров Кыргызстана» (ПДК) — бишкекский дизайнер Никита Тарасенко говорит, что идея возникла как «отдушина», после просмотра однообразных агитационных материалов политических партий.
«Идея партии — это стёб над другими партиями. Простебать их однообразно-ужасный дизайн, примитивные слоганы. Донести до них, как на самом деле смешно и нелепо выглядит их реклама. […] Наши партии даже не пытаются подавать свою рекламу легко. Я не говорю, клоунаду устраивать, но можно и покреативить», — сказал он.
Предвыборный ролик ПДК
Главный слоган ПДК — это борьба против плагиата в рекламной сфере Бишкека.
«Борьба с плагиатом никогда не останавливалась, хотя в последнее время плагиата стало значительно меньше. Этот прикол только на волне выборов. Я просто решил постебаться, а остальные сами подключились. В Кыргызстане весёлые дизайнеры живут», — сказал он.
Графический дизайнер Дмитрий Бондарев, который первым поддержал Тарасенко и принял участие в создании ПДК, сказал Kloop.kg, что его давно волновали проблемы наружной рекламы в Бишкеке.
Гимн ПДК от дизайнера Nurbek Nas
По словам Бондарева, весь город в «страшных билбордах», а во время агитации перед выборами «ситуация усугубляется».
«Самому городу нужен «дизайн код» — правила, по которым он должен развиваться. [Поэтому] возникла идея создать виртуальную партию дизайнеров, которая бы смогла влиять и менять город к лучшему. Понятно, что мы не сможем участвовать в выборах, но сможем в дальнейшем участвовать в жизни города. Сама компания построена на вирусной подаче. Но как говорится, в каждой шутке есть доля правды», — сказал он.
По словам Бондарева, ПДК и начавшийся после их постов флэшмоб среди дизайнеров Кыргызстана происходит «виртуально и относительно спонтанно».
«Грубо говоря, мы собрали и объединили нейтральных людей, которые никогда не ходят на выборы. В «партии» уже уже около 10 человек, по сути — это открытое объединение, можно просто сделать смешной и актуальный пост, поставить хэштег #ПДК — и вы приняты. Но на днях будут новые ролики. Уже сейчас, я думаю, что мы обходим по охвату классические партии», — сказал он.
Борьба с плагиатом
Графический дизайнер Айбек Токтосунов сыграл роль жертвы в ролике ПДК, он поддержал идею из-за неприязни к плагиату в рекламе.
«То, что реализация этой идеи совпала с временем предвыборной кампании, говорит о том, что качество предвыборной агитации невероятно низко в плане дизайна и разработке материалов. Если пресечь на корню такой тип работы, как говнодизайн, мы также сможем улучшить наш город», — сказал он.
Токтосунов сказал, что до начала шуточной кампании про ПДК дизайнеры уже поднимали вопрос о постоянном плагиате в сфере рекламы.
«[Тарасенко и Бондарев] хорошие «сыщики-дизайнеры» — если вы следите за страницей Никиты, то вы найдете кучу материалов, где он выявляет очередной плагиат. Это становится его профессией — выявлять чужие ошибки. Я думаю, это самый эффективный метод искоренения плохого дизайна в нашем городе и в целой стране», — сказал Токтосунов.
По словам Токтосунова, борьба группы дизайнеров с плагиатом будет продолжаться и после окончания стебной предвыборной гонки.
«Выявление плагиата говорит о том, что у нас плохо работают законы об авторских правах. Например, те же самые логотипы и правила их использования. Многие крупные фирмы до сих пор не знают, что такое брендбук. Дизайн тоже нужно ставить под защиту», — сказал он.
К флешмобу ПДК присоединились и другие креативные жители Бишкека.