Внимание: Содержание этого текста искажает действительность. Редакция Kloop.kg приносит извинения своим читателям и Центральной избирательной комиссии за недостоверную передачу информации.

Суть искажения заключается в том, что Центризбирком не стал изучать жалобу правозащитницы Риты Карасартовой не из-за того, что проигнорировал её, а потому что не собрал кворум для заседания.

Рассмотрение жалобы Карасартовой перенесли на следующий день.

ЦИК провел заседание, на котором рассмотрел жалобы по выборам в местные кенеши и референдуму. Заседание закончили, так и не выслушав правозащитницу Риту Карасартову. Как оказалось, Центризбирком даже не рассматривал ее жалобу.

Центризбирком провел 18 декабря заседание, на котором рассмотрел и зачитал жалобы, поступившие с избирательных участков Кыргызстана. В результате заседания голоса одной из партий города Кара-Балты были аннулированы по причине «давления на избирателей».

По словам правозащитницы Риты Карасартовой, Центризбирком должен был рассмотреть и обращение агитационной группы, выступавшей против поправок в Конституцию. В своей жалобе группа выступала за аннулирование голосования по референдуму ввиду многочисленных нарушений.

В течение получаса Рита Карасартова ожидала своей очереди, чтобы огласить обращение, но председатель ЦИКа Нуржан Шайлдабекова закончила заседание, не дав правозащитнице высказаться.

На вопрос Карасартовой, почему ее жалоба не была рассмотрена, представители Центризбиркома ответили, что «жалоба сегодня не была включена в регламент».

В результате правозащитнице не оставалось ничего, кроме как покинуть помещение вместе с сотрудниками ЦИК.

Обращение агитационной группы против

Карасартова предлагала принять во внимание отчеты о нарушениях при голосовании и признать не состоявшимся референдум по поправкам в Конституцию.

Кроме того, правозащитница отметила, что до референдума не было открытых общественных консультаций, обсуждений и диалога с гражданами. Назначение даты референдума произошло с нарушением конституционного закона о референдуме, так как сроки назначения референдума были нарушены.

«После начала агитационной кампании не были созданы равные условия для групп ЗА и групп ПРОТИВ. Группу ПРОТИВ не пускали в административные здания, срывали встречи со студентами. За членами группы ПРОТИВ была организована слежка, сотрудники правоохранительных органов являлись на встречи с гражданами, представлялись «учителями», пытались фотографировать регистрационные листы и запомнить людей, которые приходили послушать агитацию ПРОТИВ с целью запугивания», — написала она на своей странице в «фэйсбуке».

Карасартова пишет, что отдельные депутаты агитировали за поправки в Конституцию в рабочее время. По ее словам, карантин в школах Бишкека был объявлен также для того, чтобы направить учителей агитировать за референдум.

«Президент в день голосования грубо нарушая статьи 22 и 23 Закона о референдуме, публично, практически дал указание организовать 30% явки», — пишет Карасартова.

Карасартова утверждает, что преподаватели вузов заставляли студентов голосовать на выборах и референдуме.

«В социальных сетях широко распространилось фото бюллетеня, сделанное наблюдателем во время подсчета. На бюллетене написано: «Мени кыйнап алып келди – КАРШЫ». Несмотря на беспрецедентное давление, практически каждый третий студент голосовал против», — пишет Рита Карасартова.

По мнению агитаторов против поправок в Конституцию, давление при голосовании оказывали на учителей, медицинских работников, военных, получателей социальных пособий.

«Обитателей психоневрологических интернатов срочно и избирательно паспортизировали накануне референдума. На референдум повели голосовать самых послушных и «контролируемых». Более самостоятельным обитателям не выдали паспорта», — говорится в сообщении Риты Карасартовой.