На прошлой неделе сразу в трех школах страны зарегистрированы драки между учащимися, причем с применением холодного оружия. Конфликт в одной из них привел к смерти подростка.

Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык».

19 января в школе в Кочкорском районе между учащимися 10 класса завязалась драка, в ходе которой двое получили ножевые ранения. Один из них скончался на месте, другой госпитализирован. Спустя два дня конфликт между учащимися школ с поножовщиной произошел в Араванском районе, в результате трое старшеклассников с ножевыми ранениями различной степени доставлены в больницу. Что не могут поделить школьники?

Мнение учеников

По данным Министерства внутренних дел, в прошлом году отмечалось снижение случаев драк между школьниками. Но специалисты в области защиты прав детей отмечают, что очень много подобных фактов проходят незамеченными. Сами ученики признают наличие рэкета в школах, который и является основной причиной конфликтов между подростками:

«Старшие вымогают деньги у младших. В случае отказа — бьют. Такая картина имеет место практически в любой школе», — рассказывают ученики одной из столичных школ Акниет и Арген. По их словам, они тоже не избежали конфликтов со сверстниками, к счастью, им удалось решить споры не доводя до драки:

— У нас были разборки в школе. На уровне словесной перепалки. Мы решили конфликт без драки, то есть, смогли договориться.

«Чаще всего драки между учащимися происходят из-за того, что одни демонстрируют желание доминировать над другими,— делится ученик другой школы Камбар. — Причиной драки может стать все, что угодно. Например, достаточно случайно задеть. Поссориться могут и в ходе какой-нибудь игры. Но зачастую школьники быстро забывают про конфликт».

По словам самих учащихся, на «своих» и «чужих» они делятся по месту жительства и школам, где проходят обучение. А драки внутри одной школы происходят чаще всего среди детей из неблагополучных, неполных или малообеспеченных семей или вследствие недостаточного воспитания.

Конфликты происходят между учащимися как школ, так и профессиональных лицеев. Акыл приехал учиться в Бишкек после 9 класса. Однако через три месяца ему пришлось бросить учебу и вернуться в село — не сложились у него отношения с одногруппниками в лицее. По его словам, драки там были обычным явлением, а его сверстники носили с собой ножи:

— Все курят, употребляют насвай и постоянно требуют денег. Учиться в лицее мне не понравилось. Некоторые носят ножи для самозащиты, некоторые для запугивания.

Преступность среди подростков падает

МВД заявляет, что по итогам 2016 года наблюдается снижение преступности среди подростков относительно позапрошлого года. К таким результатам привела более тесная работа инспекторов с учениками школ, считает старший инспектор по делам несовершеннолетних МВД КР Марат Сапаев. Но в сельской местности сотрудников не хватает:

— По инспектору в каждой школе выделено только в Бишкеке и Оше. Но в регионах, например, в Ошской области, один инспектор следит за порядком в 5-6 школах. Расстояние между школами — 30-40 километров. Вместе с тем, в связи с последними событиями рассматривается ответственность инспекторов.

По словам Марата Сапаева, чаще других правонарушения совершают подростки, чьи родители, оставив детей на родственников, уехали на заработки.

Некому заниматься воспитанием подростков

Специалисты сходятся во мнении с правоохранительными органами страны о причинах возникновения конфликтов среди подростков, но не доверяют информации о снижении преступности. Деятельность Айгуль Кызалаковой направлена на защиту прав детей, по ее словам, многие факты преступлений остаются незарегистрированными. Воспитанием подрастающего поколения необходимо заниматься на государственном уровне, считает она:

— Правоохранительные органы должны помогать детям и в правовых вопросах. Учащиеся должны знать, что их ждет наказание в случае неправильных действий.

Воспитание начинается дома, а учителя в этом играют второстепенную роль, отмечает детский психолог Уулкан Итикулова. По ее словам, родители в настоящее время ограничиваются материальным обеспечением своих детей, упуская из виду нравственное, духовное становление своих чад:

— Родители должны быть внимательными к детям, интересоваться их жизнью, знать, чем те занимаются, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят, во что играют. К сожалению, не все осознают такую ответственность.

Исходя из сказанного можно прийти к выводу, что ответственность за преступные явления среди подростков чаще всего перекладывают на родителей и преподавателей, а также на милицию и на государство в целом. Учителя же отмечают, что за поведение детей вне школы никакой ответственности они не несут. Кстати, все три драки на прошлой неделе, по данным МВД, произошли в ночное время.

Иллюстративное фото.