Международная правозащитная организация Freedom House выпустила новый доклад «Страны переходного периода». Кыргызстан перешел из полуавторитарных в категорию авторитарных стран из-за изменения Конституции.

В группу авторитарных стран эксперты Freedom House включили все страны Центральной Азии, а также Россию, Беларусь и Азербайджан.

Кыргызстан с 2011 года считался полуавторитарной страной и продержался на этой позиции до 2017 года. Причиной возврата Кыргызстана к авторитаризму стало проведение референдума по внесению изменений в Конституцию.

Эксперты организации сравнили Кыргызстан с Арменией (эта страна осталась единственной в категории полуавторитарных), где также внесли изменения в основной закон страны.

Президенты Серж Саргсян и Алмазбек Атамбаев утверждали, что поправки в Конституцию должны были привести к укреплению демократических принципов в их странах.

Но, по мнению экспертов, эти изменения ведут к усилению власти в обеих республиках, а также к укреплению положения олигархической элиты.

Эксперты отмечают, что Кыргызстан и Армения пока сохраняют некоторый политический плюрализм, который не позволяет доминировать одному человеку или какой-либо группе.

В обеих странах у глав государств заканчиваются сроки правления и они, по мнению экспертов организации, пытаются удержать власть через изменение Конституции.

В докладе указывается, что Атамбаев поднял вопрос об изменении Конституции спустя несколько месяцев после выборов в парламент в 2015 году. Но тогда коалиция большинства не поддержала президента. По мнению экспертов, Атамбаев через время создал более гибкий альянс, который согласился с проведением референдума.

В документе указывается, что референдумы в обеих странах были проведены в короткие сроки, не было широкого общественного обсуждения и понимания изменений у граждан.

По мнению экспертов, власти использовали запугивание и административный ресурс, которые обеспечили успех референдумов.

Эксперты считают, что изменения в Конституцию в Кыргызстане не ослабляют президентскую власть, а усиливают полномочия премьер-министра и контроль за судебной системой.

По теме: