«Если вы хотите войти в ад, не жалуйтесь на темноту». Кем был правозащитник Лю Сяобо, скончавшийся в Китае

Лю Сяобо. Фото: ТАСС.

Единственный обладатель Нобелевской премии мира из Китая Лю Сяобо скончался в возрасте 61 года. Последние восемь лет своей жизни правозащитник провел в заключении за призывы к политическим реформам. Чем он был известен в Китае и за рубежом?

Лю Сяобо — китайский диссидент, который стал всемирно известен своей ненасильственной борьбой за политические реформы и демократизацию Китая.

Он провёл в заключении последние восемь лет своей жизни. За несколько дней до смерти его перевели в больницу из-за рака печени. Однако правозащитника не смогли вылечить, потому что его болезнь была на неизлечимой стадии.

Сейчас его знают во всём мире. Сам правозащитник говорил о себе следующее: «Если вы хотите войти в ад, не жалуйтесь на темноту. Вы не можете винить мир в несправедливости, если встали на путь бунтарства».

Впервые имя Лю Сяобо стало общеизвестно в 2010 году, когда он получил Нобелевскую премию мира за «длительную и ненасильственную фундаментальную борьбу за права человека в Китае».

В тот день Сяобо не был на вручении премии в Осло, потому что он находился в заключении в Китае, отбывая наказание за «подстрекательство к подрыву государственного строя».

На церемонии правозащитника представлял пустой стул — власти Китая не позволили приехать на награждение даже его жене, посадив её под домашний арест за то, что она сообщила Сяобо о присуждении ему премии мира.

О награждении не было показано по новостям в Китае. Сам Сяобо заявил через свою жену, что посвящает награду всем погибшим в демонстрациях на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда студенты и рабочие вышли на протесты, требуя демократических реформ, но были жестоко подавлены властями с помощью танков.

«Хартия-08» и арест Сяобо

Правозащитника арестовали в 2008 году за составление манифеста о призыве к демократическим реформам в Китае, названным «Хартия-08». Документ подписали от 8 до 10 тысяч китайцев как внутри, так и за пределами страны. Название манифеста — отсылка к «Хартии-77», объединившей политических диссидентов в Чехословакии в 1977 году.

Хартия также содержала критику китайской политической элиты — авторы документа обвинили власть в том, что она создает видимость соблюдения прав человека и не дает возможности для политических реформ.

«Очевидная для всех политическая реальность заключается в том, что существуют законы, но нет верховенства закона, существует Конституция, но нет конституционного правления. Правящая элита по-прежнему настаивает на сохранении авторитарного режима, отвергая политическую реформу», — было сказано в документе.

Обращение было опубликовано 10 декабря 2008 года, в день 60-летия Всеобщей декларации прав человека. Самого Сяобо арестовали за два дня до публикации документа.

Правозащитника приговорили к 11 годам тюрьмы за «подстрекательство к подрыву государственного строя» в 2009 году. Его история заставила весь мир обратить внимание на отношение Пекина к призывам к политическим реформам в стране.

США, Евросоюз и Верховный комиссар ООН по правам человека осудили заключение Сяобо и призвали немедленно его освободить. Правозащитники по всему миру начали проводить акции в поддержку политзаключенного.

В 2010 году первый президент Чехии Вацлав Гавел, духовный лидер тибетских буддистов Далай Лама XIV и другие деятели выдвинули его на Нобелевскую премию мира.

Китайские власти, в свою очередь, выступили с резкой критикой в адрес этого предложения. «Если Нобелевская премия мира вручается такому человеку, то это очевидно совершенно неправильно», — сказал Ма Чжаосю, представитель МИД Китая.

Влияние Тяньаньмэня на Сяобо

Жизнь Лю Сяобо поменялась после демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Вместе с тремя другими участниками акций протеста Сяобо организовал двухдневную голодовку — таким образом он пытался показать пример ненасильственного выражения своей позиции.

Впоследствии его назовут «одним из четырех благородных мужей Тяньаньмэня».

«Неизвестный бунтарь».

За поддержку митингующих Лю Сяобо продержали в тюрьме с 1989 по 1991 год. Причиной освобождения Сяобо власти Китая назвали вклад в мирное урегулирование конфликта.

Несмотря на это, в акциях протеста на Тяньаньмэне, согласно официальным данным Пекина, погибли 242 человека. Международные наблюдатели приводят данные в тысячи погибших.

В 1995 году Сяобо вновь был заключен под стражу за организацию акции, приуроченной к шестой годовщине протестов на Тяньаньмэне. С ее помощью правозащитник попытался вновь напомнить властям страны о необходимых переменах. Сяобо продержали в заключении до 1996 года.

В том же году его отправили на три года в трудовой лагерь за «нарушение общественного порядка». После трудового лагеря Лю Сяобо продолжил свою деятельность — в 2003 году он возглавил отделение PEN International в Китае и занимался защитой прав людей до своего ареста в 2008 году.

Международная реакция на смерть Сяобо

Лидеры международных организаций выступили с резкой критикой в адрес Пекина в связи со смертью правозащитника. Они осудили то, что Сяобо не разрешили выехать за рубеж на лечение, а также обвинили Пекин в том, что болезнь была запущена до такой стадии.

«Высокомерие, жестокость и бессердечность китайских властей шокируют, но борьба Лю за права человека и демократию в Китае продолжится», — сказала директор отдела Human Rights Watch в Китае Софи Ричардсон.

«Я ненавижу это правительство. Я в ярости, и мои чувства разделяют много людей. Это не просто печаль — это гнев. Как может режим относиться таким образом к такому человеку, как Лю Сяобо? У меня нет слов, чтобы описать это»,  — заявил близкий друг Сяобо, Теньчи Мартин-Ляо в беседе с британской газетой The Guardian.

Руководитель Школы востоковедения при Высшей школе экономики Алексей Маслов сказал в интервью «Газете.ру», что Китай «совершил ошибку, отправив Лю Сяобо за решетку» — по его словам, до случая с Сяобо Китай отпускал диссидентов за рубеж, и это не вызывало громких скандалов.

«Сяобо запомнится в Китае как предатель национальных интересов, а на Западе как борец за свободу. Но в то же время он был смелым человеком, не боявшимся открыто указывать на проблемы китайского общества, подойти к решению которых рано или поздно все же придется», — сказал Маслов.