Парламент одобрил законопроект о референдуме. Законопроект прописывает проведение референдума, где граждане должны будут голосовать за президентскую или парламентскую форму правления. Референдум хотят провести 10 января, в тот же день, что и досрочные выборы президента.

Голосование по закону о референдуме:

  • В начале заседания Дастан Бекешев и Омурбек Текебаев заявили, что законопроект о референдуме не должны были включать в повестку дня. По их словам, это нарушение регламента. Бекешев сказал, что законопроект еще не рассмотрели в профильном комитете, а Текебаев заявил, что перед рассмотрением законопроекта во втором чтении должно пройти как минимум 10 дней. Несмотря на аргументы нардепов, документ не стали исключать из повестки. Ранее, 9 декабря депутаты приняли его в первом чтении, Бекешев и Текебаев голосовали против. 
  • Депутаты перешил к рассмотрению законопроекта в конце дня. Они продлили рабочее время специально, чтобы рассмотреть этот документ. 
  • Вице-спикер Мирлан Бакиров заявил, что законопроект был рассмотрен профильным комитетом и замечания Бекешева учтены. В законопроект внесли незначительные изменения. В бюллетень была добавлена графа “Против всех”. 
  • Голосование проходило следующим образом: те, кто выступал против законопроекта, должны были поднять руки, те кто не поднял руки, автоматически считались проголосовавшими за законопроект. За законопроект проголосовали 60 депутатов, против — четрые — Дастан Бекешев, Наталья Никитенко, Айсулуу Мамашова и Каныбек Иманалиев. 
  • Дастан Бекешев и Никитенко несколько раз выступали с речами на заседании, объясняя, почему референдум не нужен. Бекешев сказал, что от этого референдума проиграет только народ, а Никитенко заявила, что проблема не в форме правления, а в людях, которые принимают решения. По ее словам, парламент не использовал свои полномочия, которые были прописаны в Конституции 2010 года и слишком часто был “секретариатом при администрации президента”. Именно поэтому люди проголосуют за президентскую форму правления. 
  • Депутаты, которые выступали за законопроект, в основном говорили, что народ должен выбирать, так как у него в руках вся власть. Инициатор законопроекта Акылбек Жапаров заявил, что предложил провести референдум по форме правления одновременно с выборами президента, чтобы сэкономить деньги. Он считает, что после волнений именно это вопрос волнует граждан страны.

Обсуждение Райымбека Матраимова:

  • Бекешев раскритиковал власти за бездействие по делу Раймбека Матраимова. Приводим выдержку из его речи: «Вчера было 9 декабря и отмечался Международный день по борьбе с коррупцией. Одного из наших граждан Раймбека Матраимова включили в “список Магнитского”. Это тот список, который показывает, что с этими людьми дела иметь нельзя. У нас же, давайте вспомним, были комиссии, где никто абсолютно ничего плохого про него не сказал. У нас в парламенте его поддерживали, говорили, что этот человек служил народу. Таких людей у нас поддерживали, даже правоохранительные органы работали на таких людей. Сейчас что у нас? Люди, которые его хвалили, все при делах. Никто не подпал под люстрацию, даже под моральную. Все при делах. Сам человек даже сделку со следствием заключил о том, чтобы заплатить 2 млрд сомов, но власти даже не арестовали его имущество. Не было же такого. Это тоже коррупционная сделка».

  • Вице-спикер парламента Мирлан Бакиров отреагировал на заявление посла США в Кыргызстане Дональда Лу о недостаточных шагах властей по борьбе с ОПГ. Лу упомянул в своей речи Раймыбека Матраимова и Камчыбека Кольбаева. «В последнее время посол США Дональд Лу с 28-летним дипломатическим стажем вмешивается во внутренние дела государства и делает заявления, которые могут повлиять на судебные и следственные дела. По этому поводу МИД ответил поверхностно. Я процитирую выдержку из Конвенции, которая ратифицирована обеими сторонами. Дипломаты других стран обязаны уважать законы и постановления государства-пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела страны. Это наш внутренний вопрос и это полномочия парламента», — сказал Мирлан Бакиров.

Как проходило обсуждение: