Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев сообщил 24 декабря, что бывший замглавы таможни Райымбек Матраимов полностью возместил ущерб государству в 2 млрд сомов. Большую часть — 1,4 млрд сомов — он перечислил на спецсчет минфина, а остальную отдал в виде торгового центра и девяти жилых квартир.
«Торговый центр мы собираемся передать государству. А девять квартир оставляем для сотрудников ГКНБ. Из них одна квартира большая — 250 или 280 м2. В этой квартире, конечно же, никто из сотрудников не может жить. Ее хотим передать какому-нибудь детскому дому или соцучреждениям», — сказал глава ГКНБ.
По его словам, материалы дела по Матраимову будут переданы в суд в ближайшее время для рассмотрения по существу. На вопрос журналиста, почему квартиры передали именно силовикам, а не медикам и учителям, которые сильно пострадали за время пандемии, Ташиев ответил, что это «всего лишь 9 квартир, а не 900».
«Это мы решили. Это мы решили эти квартиры передать сотрудникам ГКНБ, которые годами, десятилетиями — 20-30 лет — служат и живут на квартирах. Этим ребятам и передадим», — сказал чиновник.
Положений в законодательстве Кыргызстана о том, что Матраимова освободят от уголовной ответственности, если он компенсирует ущерб, нет — такие поправки в Уголовный кодекс еще находятся на общественном обсуждении.
По данным ГКНБ, следствие по делу Матраимова еще не завершено — они рассматривают его причастность к коррупции в таможне после его увольнения с поста замглавы. Следователи будут изучать его связи с международной контрабандой — Россия, Китай, Казахстан и Узбекистан.
«ГКНБ в очень сжатые сроки была проведена колоссальная работа по демонтажу коррупционных схем в таможенных органах и получении важных и, самое главное, неопровержимых доказательств вины Матраимова», — сказал глава Госкомитета.
Ташиев отметил, что ущерб в 2 млрд сомов Матраимов нанес в деятельности внутри Кыргызстана. По его словам, Матраимов не только признал свою вину, но и помогал расследованию «изобличением других соучастников преступления».
На вопрос о том, как был определен размер ущерба от действий Матраимова, глава ГКНБ ответил, что не может рассказать все подробности. Однако он поделился одним из эпизодов допроса экс-замглавы таможни.
«Мы спросили, где он взял эти деньги. Он ответил, что с каждой машины, проходящей через границу Китай-Кыргызстан, они получали от $500 до $3 тысяч. Мы посчитали, сколько машин должно было пройти за время его работы. Таким образом ущерб оттуда тоже был учтен», — сообщил Ташиев.
Также глава ГКНБ добавил, что около десяти из 38 человек, которых силовики подозревали в причастности к делам Матраимова, после проверки оказались «не при чем». Остальных оперативники до сих пор проверяют.
Ташиев пообещал, что ведомство будет расследовать наличие имущества Матраимова за границей, которое обнаружили журналисты «Клоопа», «Азаттыка», OCCRP и Bellingcat в совместном расследовании. Он призвал всех, у кого имеется информация по этому вопросу, обратиться в ГКНБ.
Он добавил, что Матраимов останется «в руках» силовиков — под домашним арестом на территории страны — пока не закончится расследование.
Дело Матраимова
Райымбек Матраимов — экс-зампред таможенной службы и фигурант расследований журналистов «Клоопа», «Азаттыка» и OCCRP о незаконном вывозе $700 млн из Кыргызстана.
20 октября Матраимова задержали сотрудники ГКНБ. По данным спецслужбы, Матраимов и другие должностные лица с 2016 года наладили коррупционную схему в системе Гостаможни.
Однако в этот же день стало известно о том, что Матраимова отпустили домой. В ГКНБ сообщили, что бывший таможенник заключил сделку со следствием и обещал до конца 2020 года выплатить в казну 2 млрд сомов.
На пресс-конференции 12 ноября Садыр Жапаров, который на тот момент исполнял обязанности главы государства и премьер-министра, объяснил, что принял политическое решение, поэтому Матраимова отпустили.
По его словам, он ориентировался на мировую практику и решил, что экс-таможенник может принести пользу для государства, если вернёт часть денег.
«Дело Матраимова до суда не дошло. Я принял политическое решение, чтобы он вернул в бюджет деньги. За 30 лет мы многих сажали, но кто из них в итоге вернул деньги? Например, сколько сторонников Атамбаева посадили, но разве кто-то вернул деньги? От ареста пользы для страны нет, гораздо полезнее вернуть деньги. Это мировая практика», — заявил Жапаров.
Он отметил, что сотрудники ГКНБ уже хотели арестовать бывшего таможенника, однако он сумел договориться со своим соратником и главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым.
«Я сказал Ташиеву, что нет пользы от заключения Матраимова. У нас 6-7 часов шло совещание. Сам [Матраимов] тоже открыто сказал, что если его заключить под стражу, то ничего не будет. Он сказал: «Лучше я верну взятое у государства или незаконно нажитое имущество, все деньги верну Кыргызстану». После такой его просьбы мы приняли политическое решение», — сказал Жапаров.
Расследование о контрабанде
Множество лет в Кыргызстане действовала коррупционная сеть, позволявшая провозить контрабанду через территорию Кыргызстана. Контрабандой управлял бизнесмен Хабибула Абдукадыр, запечатленный на фото с бывшим президентом Алмазбеком Атамбаевым и присутствовавший на инаугурации экс-президента Сооронбая Жээнбекова.
В своем расследовании журналисты привели доказательства существования этой контрабандной схемы, а один из их источников Айеркен Саймаити рассказал как она работала. Он также заявил, что экс-зампред ГТС Райымбек Матраимов покровительствовал коррупции на таможне, которая позволяла существовать подпольному бизнесу.
Саймаити передал журналистам документы и сообщил, что лично при его содействии из Кыргызстана незаконно вывезли более $700 миллионов — позднее финпол подтвердил это и даже назвал сумму выше — порядка миллиарда. Саймаити был убит в кафе в ноябре 2019 года, незадолго до выхода расследования.