Первомайский районный суд Бишкека запретил мужу депутатки Гулкан Молдобековой Мирбеку Асанакунову исполнять обязанности главы Федерации профсоюзов (ФПК).
Согласно определению суда от 18 марта, Асанакунову, а так же Ренату Арыкову и Сулейману Закирову [которые выступали в качестве его заместителей] запрещено пользоваться служебными помещениями, служебным транспортом, имуществом профсоюзов.
Так же они теперь не могут подписывать документы от имени объединения, принимать какие-либо решения, касающиеся кадровых вопросов и финансово-хозяйственной деятельности ФПК и представлять ее в госорганах республики.
Кроме того, Асанакунову, Закирову и Арыкову запрещено получать финансовые средства из бюджета ФПК и проводить какие-либо финансовые операции со счетами объединения.
Определение внесено в связи с начатым досудебным производством по факту рейдерского захвата здания Федерации профсоюзов — Асанакунов выступает в нем подозреваемым.
Что происходит в Федерации профсоюзов?
Мирбек Асанакунов до 5 февраля 2020 года возглавлял ФПК. Однако потое го заподозрили в подделке документов и вместо него и.о. председателя была избрана Рысгуль Бабаева.
Покидать кресло он не захотел — в совете ФПК даже обратились к тогдашнему президенту Сооронбаю Жээнбекову. Они связывали происходящее с тем, что жена Асанакунова — депутат.
«Мирбек Асанакунов и его жена депутат Жогорку Кенеша Гулкан Молдобекова не хотят признавать решение членов совета Федерации и продолжают правовой произвол. Мы просим президента Сооронбая Жээнбекова и министра внутренних дел Кашкара Джунушалиева обратить внимание на сложившуюся ситуацию в федерации», — говорилось в обращении.
Однако никаких мер принято не было, в ФПК не раз заявляли о давлении со стороны Мирбека Асанакунова. После смены власти в октябре 2020 года Асанакунов усилил борьбу за кресло.
25 декабря 2020 года в ФПК состоялись два внеочередных съезда, где выбрали двух разных руководителей федерации — на одном выбрали Мирбека Асанакунова, на другом Сагына Бозгунбаева.
Бозгунбаев был зарегистрирован в качестве председателя Федерации профсоюзов Кыргызстана в органах юстиции. Однако сторонники Асанакунова не дали ему работать, устраивая потасовки, по некоторым данным они не впускали Бозгунбаева на его рабочее место. После этого начались судебные тяжбы, во время которых сторонники Асанакунова выходили на митинги.
Что говорят правозащитники?
Правозащитная организация Human Rights Watch прокомментировала ситуацию в Федерации профсоюзов. Юристы считают, что власти вмешались в деятельность ассоциаций.
Также правозащитники указывают на то, что с февраля 2020 года правоохранительными органами в Бишкеке по заявлениям Асанакунова в отношении профсоюзных активистов было возбуждено свыше 50 уголовных дел. Четыре из них — после того, как их фигуранты подписали постановление об отставке Асанакунова.
«Преследование четырех профсоюзных лидеров происходит на фоне рассмотрения парламентом проекта нового ограничительного закона о профсоюзах. В случае его принятия отраслевые и территориальные профсоюзы должны будут входить в вышестоящее профсоюзное объединение, что нарушает право профсоюзов самостоятельно определять свою структуру», — считают правозащитники.