Журналист-расследователь Али Токтакунов и журналист издания «Т-Медиа» Арген Нуров опубликовали расследование, касающееся сгоревших во время приграничного конфликта автозаправочных станций.
В конце апреля в ходе военной агрессии со стороны Таджикистана в Лейлекском районе сгорели 27 заправок — половина из них находились в селе Арка. Расследователи подсчитали, что на 270 жителей села приходилась одна заправочная станция и узнали, кому они принадлежат.
В частности оказалось, что одна из них принадлежит главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.
Китайские бизнесмены, депутаты и даже глава ГКНБ
Журналисты исследовали все 15 заправок в селе Арка и узнали, что только четыре заправки принадлежат местным жителям. 14 из них сгорели, оставшаяся в целости станция «Партнер Нефть» зарегистрирована на компанию «Инвект». Некоторые СМИ сообщали, что сеть АЗС «Партнер Нефть» принадлежит предприятию «Газпромнефть». Но директор заправки Аваз Кидибаев сообщил, что они станцию взяли в аренду месяц назад и к компании «Газпромнефть» она не имеет никакого отношения.
Одна из заправок принадлежала ОсОО «Кыргызская нефтегазодобывающая компания». Журналисты смогли раскрыть, что за этой компанией стоит другое китайское предприятие «Чайна Петроль Компани “Жунда”».
«Завод “Жунда”, относящийся к этой компании, находится в городе Кара-Балта и занимается переработкой горючего, производит топливо. Этот завод не работал начиная с 2020 года, но до тех пор завод владел заправочной станцией и продавал производимое топливо в Таджикистан», — говорится в расследовании.
Две заправки в селе Арка зарегистрированы в Кара-Суу и принадлежат ОсОО «Север-Югойл». Основателем является Алмазбек Тагаев, руководителем указан Абдибаит Тагаев.
Но журналисты утверждают, что настоящими владельцами АЗС являются совсем другие люди — до 18 января 2021 года заправками руководил Аккулу Бердиев. После октябрьских событий 2020 года Бердиев стал депутатом от партии «Республика — Ата-Журт».
«Мы написали самому Аккулу Бердиеву через его страницу в фейсбуке, но он пока не ответил. Если он решит ответить, мы готовы с ним встретиться и выслушать его», — сказал Али Токтакунов.
Еще несколькими АЗС владеют компании «Петро-Ресурс» и «Альянс Кэпитал» — они принадлежат Акылбеку Маматову. Предприниматель — сын депутата от фракции «Ата Мекен» Абдимуктара Маматова*.
*Ранее «Клооп» установил факт того, что компания «Альфа Ойл», принадлежащая семье Маматовых, только в последние пять лет заключил 3800 соглашений с государством на поставку ГСМ и получила прибыль более 1 млрд сомов.
Имеющие отношение к заправкам в Арке депутаты являются членами комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию. Этот комитет напрямую решает и рассматривает государственные вопросы, связанные с ГСМ.
С ноября 2016 года до сентября 2019 года заправки Маматова в Арке принадлежали компании «Томас и Ко». На тот момент владельцем компании был Казыбек Ташиев — родной брат главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.
«Я, например, не основатель «Томаса». Но если меня спросят владею ли я “Томасом”, скажу — да владею», — привели в качестве примера слова, сказанные Камчыбеком Ташиевым в 2014 году, журналисты.
Остальные компании занимающиеся продажей там ГСМ, находятся в Кара-Кульджинском районе Ошского района, Кара-Буринском районе Таласской области, в Чуйской области и городе Бишкек. Еще одна заправка обанкротилась и перешла «Айыл Банку».
26 марта на брифинге ГКНБ Ташиев заявил, что ни один литр горючего не пройдет на территорию Таджикистана контрабандным путем. Тем не менее вскоре после столкновений были замечены грузовые машины на границе. Эта ситуация вызвала недовольство среди местных жителей, а властям снова были выдвинуты требования о запрете контрабанды.
Реки ГСМ, которые текут в Худжанд
По словам журналиста Аргена Нурова, Жаны-Жерский аыйл окмоту, в котором расположено село Арка, один из самых отдаленных. Например, между селом, центром Лейлека и городом Исфана 2 часа езды. В то же время из крупного таджикского города Худжанда до села Арка можно доехать за полчаса.
«Население Худжанда достигает 1 миллиона человек, включая агломерацию или близлежащие города и села. Кто-то ведь должен обеспечивать их потребности?», — задается вопросом Нуров.
Между Худжандом и столицей Таджикистана Душанбе 300 км, это расстояние можно преодолеть за 5 часов. Кроме этого, за езду по автодороге Худжанд-Душанбе за перевозку груза нужно оплачивать определенную сумму.
В расследовании журналисты сравнивают цены на бензин марки АИ-92. Если в Кыргызстане его стоимость за один литр 48-49 сомов, то в соседнем государстве его стоимость составляет 62-63 сома. За счет неуточненных земель* на границе ГСМ беспрепятственно попадает на территорию Таджикистана.
*Например, села Борбордук, Достук, Жаштык и Арка от таджикского села Хистеварз отделяет одно Каннибадское шоссе. Там нет пограничных застав или пограничных станций.
«Контрабандисты или люди, у которых хватает наглости, или влиятельные люди, у которых в руках власть, пытаются присвоить себе эту разницу. Для этого используются различные приемы», — сказал Нуров.
По словам местных жителей. на сгоревших заправках в основном заправлялись граждане Таджикистана.
«[Граждане Таджикистана] продолжают заправляться на обычных заправках. У некоторых машин есть однотонные цистерны, заправляются и уезжают […] Для наших сел Достук и Арка достаточно и одной заправки. Ведь в Жаштыке хватает и одной хватает. Зачем столько заправок? Например даже в Бишкеке нет столько АЗС […] Мы все это перевозим в Таджикистан », — сказал Алимбек Нурилинов, житель села Арка.
Также местные жители отмечают, что некоторые заправочные станции принадлежат людям, которые находятся у власти.
«Что касается контрабанды нефти, у [Камчыбека] Ташиева была АЗС. В основном, владельцы этих заправок не из Лейлека, Баткена. Я слышал, что они из других мест — из Джалал-Абада, Оша и даже из Нарына», — сказал другой житель Саатбек Эгембердиев.
Али Токтакунов отметил, что с 2011 года Кыргызстан начал завозить топливо из России без пошлин. По его словам, количество заправок стало увеличиваться именно с 2011 года.