Первый официальный визит президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Туркменистан завершился 28 июня.
Жапаров стал первым из своих предшественников, кто отправился в Туркменистан в первые полгода своего президентства. Туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов, по данным пресс-службы Жапарова, так же был первым, кто поздравил его с официальным вступлением в должность после инаугурации.
Рассказываем о том, как прошла эта поездка, и какие договоренности были достигнуты между двумя государствами.
Братские страны
«Между Кыргызстаном и Туркменистаном имеются перспективные возможности в сферах торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также полное взаимопонимание и близость позиций по целому ряду актуальных международных и региональных вопросов, среди которых вопросы мира, безопасности, борьбы с новыми вызовами и угрозами», — заявил Жапаров в ходе двусторонних переговоров с президентом Туркменистана Бердымухамедовым.
Он подчеркнул, что Кыргызстан и Туркменистан — близкие друзья, стратегические партнеры и братские страны. По его словам, «сотрудничество динамично развивается, между странами нет никаких политических противоречий».
«В Кыргызстане искренне радуются успехам и достижениям Туркменистана. За последние годы дружеские и братские взаимоотношения между нашими странами, основанные на многовековой истории, общих традициях, языке и культурно-духовном наследии, вышли на новый уровень долгосрочного стратегического сотрудничества», — отметил Жапаров.
Глава государства предложил провести взаимные Дни культуры по мере улучшения ситуации с распространением коронавируса, так как «духовное сближение двух народов способствует укреплению традиций дружбы и добрососедства между кыргызским и туркменским народами».
«Два наших братских народа имеют глубокие исторические и духовные корни, схожесть языков и культурных традиций. Их сохранение, а также дальнейшее углубление кыргызско-туркменских гуманитарных связей имеет важнейшее значение», — сказал Жапаров.
Торгово-экономическое посредничество
Он отметил, что в приоритете – торгово-экономическое сотрудничество, так как у стран имеется значительный потенциал в области торговли, энергетики, транспорта и агропромышленного комплекса.
Жапаров выразил надежду на широкое участие туркменского бизнеса в инвестиционных проектах Кыргызстана, имеющего для этого все необходимые условия и возможности.
По словам главы государства, перспективным направлением сотрудничества являются туризм, а также легкая промышленность, где можно объединить качество туркменского текстиля с возможностями кыргызской швейной отрасли.
Президент Туркменистана в свою очередь заявил, что Кыргызстан — перспективный партнер, «но, несмотря на рост товарооборота в этом году, в целом уровень двустороннего сотрудничества нельзя считать высоким».
«Необходимо провести тщательный анализ и устранить препятствия, которые мешают полноценно взаимодействовать», — сказал он.
Кроме того, президенты рассмотрели возможности поставок минеральных удобрений из Туркменистана в Кыргызстан, а также отметили наличие большого потенциала сотрудничества в сфере сельского хозяйства.
Главы государств также подчеркнули значимость проведения в 2021 году в Кыргызстане Первого экономического форума Европейский Союз — Центральная Азия.
Ситуация в Афганистане
Туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что одним из главных вопросов в повестке дня стоит сохранение и поддержание всеобщего мира, успешного противодействия террористическим угрозам и урегулирование ситуации в Афганистане.
«Туркменистан всегда выступает за то, чтобы региональные проблемы решались мирными средствами и на принципах добрососедства, взаимного уважения, с соблюдением принципов, норм международного права в соответствии с Уставом ООН», — отметил он.
Бердымухамедов заявил, что у Кыргызстана и Туркменистана есть понимание во взглядах на перспективы регионального международного развития.
По его словам, в туркмено-кыргызских переговорах афганская тематика занимает традиционно важное место, так как «все хотят видеть Афганистан мирным и процветающим государством, добрым соседом».
Стороны приветствовали помощь Регионального центра по превентивной дипломатии для Центральной Азии в наращивании потенциала по мирному предотвращению конфликтов путем диалога и привлечения международной поддержки.
Главы государств подчеркнули стремление укреплять атмосферу стабильности и безопасности в регионе.
Читать по теме: Обострение ситуации с «Талибаном». Что происходит на границе Афганистана с Таджикистаном и причем здесь Жапаров?
Сфера энергетики
Президент Туркменистана также отметил, что важная тема этих переговоров – сотрудничество в сфере энергетики, а именно, поставки туркменского природного газа и электроэнергии в Кыргызстан.
По его словам, туркменская сторона готова удовлетворить все потребности Кыргызстана и обсудить технические и организационные вопросы.
«Я еще раз хочу подчеркнуть свою политическую волю, что мы готовы к этим вопросам», — заявил он.
Он также обратил внимание на тему экологической природоохранной тематики. По его мнению, нужно начать совместно противодействовать негативным последствиям климатических изменений.
Бердымухамедов отметил необходимость рационально использовать водные ресурсы региона.
Читать по теме: «Мы на пике маловодья за последние десятилетия». Фермеры и минсельхоз бьют тревогу — на полях высыхает урожай
Засуха в Кыргызстане: Часть воды спускают в Казахстан и Узбекистан в обмен на электричество
Министр экономики и финансов Кыргызстана Акылбек Жапаров также сообщили, что решены вопросы и запросы кыргызской стороны в области поставки газа и электроэнергии в страну. Ранее президенты Кыргызстана и Узбекистана решили вопросы, дающие Кыргызстану доступ к рынку газа и электроэнергии Туркменистана.
Это намного увеличивает возможность решить вопрос дефицита в осенне-зимний период в Кыргызстане.
Главы государств выразили готовность решить вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов, а также обмена опытом в области электроэнергетики и газа.
Итоги переговоров
По итогам переговоров главы двух государств достигли многих договоренностей и закрепили их подписанием ряда документов в торгово-экономической сфере, в области образования, культуры, спорта, и по сотрудничеству внешнеполитических ведомств.
Теперь страны планируют:
- Создание Кыргызско-туркменского фонда развития с уставным капиталом в $100 млн для поддержки совместных бизнес-проектов;
- Поставки туркменского газа и электроэнергии в Кыргызстан в осенне-зимний период;
- Строительство кыргызско-туркменского торгового дома в Бишкеке;
- Строительства оздоровительного комплекса с пятизвёздочным отелем в Иссык-Кульской области;
- Сотрудничество между некоторыми ВУЗами обеих стран;
- Планы мероприятий по сотрудничеству между профильными министерствами;
- Соглашение о производственной кооперации между правительствами.
Кроме того, главы двух государств подписали совместное заявление. В нем отмечена необходимость сотрудничества в борьбе с пандемией COVID-19, терроризмом и экстремизмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми и оружием, оборотом наркотиков, а также кибербезопасность.
Президент Жапаров отметил, что страны «подтвердили долгосрочный стратегический характер сотрудничества».
«Мы сосредоточили свое внимание на тех направлениях, где совместные усилия способны дать наибольший эффект, речь шла о торгово-экономических и инвестиционных связях, сотрудничестве в энергетической, транспортно-логистической, агропромышленной сферах», – сказал он.
Президент Садыр Жапаров поблагодарил туркменский народ «за оказанное кыргызской делегации гостеприимство, теплый и дружественный прием». Он также пригласил президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова посетить Кыргызстан с официальным визитом.
Оценка итогов визита
Глава государства выразил удовлетворение итогами состоявшихся переговоров, и уверенность, что все договоренности и обсужденные вопросы будут успешно реализованы.
«В этой связи нам предстоит еще многое сделать, у нас есть и желание, и стремление развивать сотрудничество с братским Туркменистаном по всем направлениям. Сегодняшний визит – это показатель высокого уровня кыргызско-туркменских отношений, который подтверждает, что в лице Туркменистана, Кыргызстан имеет надежного друга и стратегического партнера», – подчеркнул Жапаров.
Министр экономики и финансов Акылбек Жапаров также оценил визит, как успешный.
«Подписанные документы о торгово-экономическом сотрудничестве и его расширении придадут большую динамику в экономических отношениях между Кыргызстаном и Туркменистаном», — сказал он.
Он отметил, что сегодня не похвастаешься товарооборотом между двумя странами.
В прошлом году товарооборот вырос на 15-30% в сравнении с 2019 годом, но при этом составил лишь $11,7 млн. Акылбек Жапаров рассказал, что оба президента поставили задачу увеличить товарооборот на 10-20%.
«Туркменская сторона готова построить здание торгового дома Туркменистана. Думаю, это плодотворно повлияет на наших производственников и промышленников. Также планируется строительство пятизвездочного отеля-здравницы на Иссык-Куле. Наша делегация приглашена на первую декаду августа, чтобы посмотреть, как эти проекты продвигаются в Туркменистане. Если наша делегация сочтет нужным, то уже в этом году будет начато строительство круглогодичной здравницы», — сообщил глава минэкономики.
Министр иностранных дел Кыргызстана Руслан Казакбаев тоже оценил визит президента в Туркменистан как успешный.
«Кыргызстан и Туркменистан – это стратегические партнеры и братские народы. Мы также активно сотрудничаем и являемся надежными партнерами в рамках ООН, ОБСЕ, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, СНГ и других многосторонних площадок», – он.
По его словам, помимо проведенного бизнес-форума, подписанных соглашений и договоренности о создании Кыргызско-туркменского фонда развития предварительно говорилось о строительстве кыргызско-туркменских школ.
Кыргызско-туркменские отношения
Отношения между Бишкеком и Ашхабадом ранее не были столь теплыми. Кыргызско-туркменские дипломатические отношения были установлены в 1992 году, более пятнадцати лет сотрудничество оценивалось экспертами как «вялотекущее».
Но после 2010 года в нем наметился слабый экономический рост. В ноябре 2014 года тогда еще президент Алмазбек Атамбаев стал первым лидером Кыргызстана, посетившим Ашхабад. Он сделал это спустя три года после своей инаугурации.
После этого на экономическом уровне страны с 2014 года объединила межправительственная кыргызско-туркменская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству. Кроме того, делегации стран гостили друг у друга и на Всемирных играх кочевников, и на Азиатских играх в закрытых помещениях.
В 2018 году после визита в Ашхабад экс-президента Сооронбая Жэнэбекова, который случился через 9 месяцев после его инаугурации, были подписаны Декларация о стратегическом партнерстве и пакет двусторонних документов. Они должны были вывести сотрудничество стран на новый уровень, но значительной его активизации не произошло.
После смены власти в октябре 2020 года эксперты начали проводить активные параллели между Бишкеком и Ашхабадом. Поводом для них стала новая Конституция, которую активно продвигал Садыр Жапаров и его сторонники.
В качестве общих черт указывались разворот к президентской форме правления, авторитаризму, традиционализму и введение Народного Курултая. В Туркменистане похожий орган называется «Халк Маслахаты» и он стал частью парламента.
Кроме того, сейчас в парламенте Кыргызстана находится законопроект, который под предлогом борьбы с фейками и недостоверной информацией будет блокировать сайты и страницы в соцсетях.
Читать по теме: Закон о манипулировании информацией снова в парламенте. Название и содержание новые — угрозы для свободы слова прежние
«Создание здорового, свободного и разнообразного медийного ландшафта», где будут «преобладать достоверный контент» и «адекватные высококачественные новости, публикуемые в реальном времени», которые продвигает одна из иницаторок законопроекта Гульшат Асылбаева, отдаленно напоминает ограничения интернета и цензуру в Туркменистане.
Туркменистан уже много лет критикуется международными организациями за нарушение базовых прав и свобод человека. Кроме того, по данным Human Rights Watch, спецслужбы страны давят не только на инакомыслящих внутри страны, но и на родственников тех из них, кому удалось покинуть Туркменистан.
В Туркменистане нередки насильственные исчезновения журналистов, чиновников, государственных и религиозных деятелей. После ареста или исчезновения они растворяются в тюремной системе, родственники не знают об их судьбах годами и не могут покинуть страну. Существует в стране и принудительный труд — по даннымМОТ, до сих пор бюджетников и другие зависимые от государства слои населения заставляют работать на хлопковых полях.
Кроме того, Туркменистан практически последнее государство в мире, которое не признавало и не признает существования коронавируса на своей территории.
Официально ни минздрав, ни президент не признали его, однако недавно правозащитники и журналисты из Turkmen.news опубликовали независимый доклад о ситуации с коронавирусом в Туркменистане. По его данным, в стране от COVID-19 доказана смерть уже 55 человек, тысячи переболели вирусом.
Авторы доклада призвали правительство страны признать факт наличия COVID-19 в Туркменистане, обнародовать масштабы эпидемии с начала 2020 года и по настоящее время, рассекретить данные по заболеваемости и смертности медиков, установить и выплатить компенсации семьям умерших. Кроме того, они призвали власти обеспечить объем материальной поддержки или налоговые послабления для бизнеса, пострадавшего от ограничений при «не существующей» в стране пандемии.
В адрес ВОЗ прозвучали призывы «перестать идти на поводу у туркменского правительства, отрицающего наличие COVID-19, и подыгрывать ему в этом, так как сокрытие Туркменистаном реальной ситуации с вирусом в стране несет угрозу всему миру». Правозащитники считают, что ВОЗ должна затребовать данные об инфицированных и умерших в Туркменистане для учета статистических данных в мировом масштабе. Пока реакции на отчет не последовало.