В поиске справедливости и законности родственники погибшего Мухаммеда Каныбека уулу обратились к президенту, главе ГКНБ и генеральному прокурору. Фото: Тойчубек Боронбаев / Kloop

Что случилось?

Прошлой осенью, 15 октября, сотрудники Ошского УВД в Кызыл-Кие на рынке «Айбек» задержали 26-летнего Мухаммеда Каныбек уулу по подозрению в разбойном нападении.

Основанием для его задержания стало заявление 21-летнего жителя города Ош, которое он подал 5 октября. В нем говорилось, что неизвестные люди напали на заявителя, и отобрали у него 4 млн 230 тысяч сомов и машину.

После задержания парня доставили в здание областной милиции, но о его задержании сотрудники милиции родственникам не сообщили. Семья не могла связаться с ним, забеспокоилась и начала поиски. Через два дня тело Мухаммеда Каныбек уулу нашли в городском морге Оша.

Когда родственники забирали его из морга, они заметили на теле парня многочисленные кровоподтеки. После того, как стало известно, что перед смертью он был задержан сотрудниками милиции, возникло предположение, что покойного подвергли пыткам.

В поисках справедливости родственники Каныбека уулу созвали пресс-конференцию и обратились к главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.

В это время милиция распространила информацию о том, что задержанный Каныбек уулу умер собственной смертью — от сердечного приступа. Так же было сообщено, что назначена судебно-медицинская экспертиза, а следствие будет под контролем ГКНБ. Позже стало известно, что шесть сотрудников милиции были задержаны ГКНБ по подозрению в пытках.

Угрозы, затягивание следствия и попытки договориться

Спустя почти год после смерти парня его родственники снова провели в Оше пресс-конференцию. Они говорят, что идет попытка «фальсификации причины смерти» погибшего, и обращаются за помощью к президенту Садыру Жапарову, главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву и генеральному прокурору Курманкулу Зулушеву.

Двоюродный брат покойного Арсланбек Ташов считает, что следователи специально затягивают расследование. По его словам, экспертиза подтвердила, что Каныбек уулу «умер насильственной смертью». Но следователи пытаются внести изменения в результаты экспертизы и «вписать, что он умер от сердечного приступа».

«Мы пришли выразить недоверие следствию и попросить помощи у общественности. Несмотря на то, что наш мальчик мертв, его обвиняют в разбойном нападении, экстремизме и других делах. На судебном заседании тоже не рассматривают, кто убил парня. Спрашивают лишь о том, кем он был, каким он был. Разве это правильно?» — сказал Ташов.

Кроме этого, Ташов сообщил, что им поступают угрозы от неизвестных людей. Пытались за это время «договориться» и родственники задержанных по подозрению в пытках милиционеров.

«Подбрасывают под дверь разные бумаги, передают через знакомых разные слова. Но мы не боимся. По правде говоря, к нам приходили родственники шести милиционеров и предлагали решить вопрос между собой, но мы не смогли договориться», — сказал Ташов.

Родственники Каныбека уулу готовы бороться до конца ради справедливости.

«В Кыргызстане ложь может смотреть в лицо правде и посмеиваться»

Бабушка Каныбека уулу Тажикан Жапарова говорит, что семья уже не верит в справедливое расследование дела.

«Мы старались успокоиться, думали: случилось то, что случилось, ждали справедливого расследования. Но на последнем судебном заседании моего внука обвинили в экстремизме, сопротивлению милиции и применении оружия. Мы не верим в это», — говорит женщина.

К тому же свидетелями по делу выступают милиционеры, которые дают показания в пользу своих коллег.

«Если в Кыргызстане до сих пор “ворон ворону глаз не выклюет”, если прокуратура и судьи могут договориться между собой, то ложь может смотреть в лицо правде и посмеиваться. До каких пор мы будем так ходить?» — возмущается женщина.

По словам дедушки погибшего, к попыткам опровергнуть результаты судебно-медицинской экспертизы, в которых говорится, что парень умер насильственной смертью, причастны высокопоставленные чиновники.

«[В это дело] вмешиваются даже судьи. Просим Жапарова, Ташиева способствовать справедливому решению этого дела. Если не вынесут справедливое решение, мне придется обращаться в международные правозащитные органы», — говорит мужчина.

Что говорят в суде

В пресс-службе Ошского областного суда не прокомментировали «Клоопу» обвинения родственников погибшего. Там сообщили, что судебный процесс продолжается.

«Обвиняемые на данный момент находятся в следственном изоляторе ГКНБ. Так как в этом деле очень большое количество свидетелей, до этого мы допрашивали только свидетелей. Судебный процесс продолжается», — сказали «Клоопу» в Ошском областном суде.