Узгенский пенсионер обратился в Наццентр по предупреждению пыток и рассказал об угрозах сексуальными насилием и избиении со стороны милиции. Мужчина рассказал, что 5 октября его вызвали на допрос по делу об избиении до смерти. Убитый был соседом пенсионера.

«Когда меня начали бить, я спросил: «За что вы меня бьете? Мне 60 лет. Перестаньте». Но эти люди не остановились. Они били в область печени, по ногам и голове, требуя, чтобы я сознался в убийстве соседа. Потом один из них принес дубинку и презерватив и пригрозил сексуальным насилием. С меня сняли штаны. Я сидел на полу, плакал и просил это прекратить», — цитирует Наццентр пострадавшего мужчину.

Также он рассказал, что милиция неправомерно провела обыск в его доме и 15 раз заставляла переписывать объяснительную. После оперативник предложил переоформить на него автомобиль в обмен на прекращение уголовного дела. Пострадавший — 60-летний мужчина — сказал, что милиция издевалась над ним до утра 6 октября, после чего отпустила. 

Наццентр по предупреждению пыток обратился в прокуратуру Ошской области с жалобой избитого мужчины. МВД Ошской области оказалось недоступным для комментариев. 

Пытки в Кыргызстане

Последний резонансный случай пыток со стороны милиции, который привел хоть к какой то ответственности милиционеров, касался истязаний подростков из Кызыл-Кии. В декабре 2013 года в Баткенской области трое подростков стали подозреваемыми по делу об убийстве из-за того, что вызвали скорую для мужчины с ножевым ранением, лежавшего посреди улицы.

Милиционеры ОВД города Кызыл-Кия добивались от них признательных показаний. С 3 по 5 декабря они истязали их, используя электрошокер, и угрожали убийством. Потом родственники и друзья подростков обратились в прокуратуру.

Только в 2021 году Первомайский районный суд Бишкека частично удовлетворил иск в интересах трех жертв пыток со стороны милиционеров. При этом самих милиционеров сначала осудили  — в 2014 году — а затем оправдали. По сути они остались безнаказанными за истязание над детьми. 

В декабре 2019 года в ошской милиции скончался 26-летний задержанный — была озвучена версия, что его пытали. ГКНБ должен был выяснить, имели ли место пытки — сам факт смерти не вызвал резонанса, поэтому не привел к хотя бы попытке перемен в МВД. 

Даже если факт пыток доказан, милиционеров крайне редко призывают к ответственности за противоправные действия. Тем не менее прецеденты, когда сотрудников МВД осуждали на реальные сроки за пытки, были.

«Хоть порежь себя, но никто помогать не будет». Житель Джалал‑Абада дошел до Женевы, чтобы добиться компенсации за пытки

«Ты что, возомнил себя Ван Даммом?». Трое кыргызстанцев семь лет добивались приговора для милиционеров, пытавших их электрошокером