В Женеве 10 и 11 ноября проходит сессия Комитета ООН против пыток. Кыргызстан на этой сессии отчитывается о том, как в стране борются с пытками. Тем более что в стране много кейсов о пытках задержанных.

Вместе с Коалицией против пыток мы следили за отчетом Кыргызстана и вопросами, которые задавали в комитете ООН.

Кыргызстан послал Комитету доклад о борьбе с пытками, но также ООН получил доклады и от правозащитников. В этом году альтернативных доклада четыре. Свой доклад Кыргызстан должен был предоставить еше в 2019 году, но пандемия помешала. Так что перед комитетом кыргызская делегация отчитывалась за 2013-2019 годы, но вопросы им задавали и о прошедших 2020 и 2021 годах. 

*В 1997 году наша страна взяла на себя обязательства, ратифицировав Конвенцию против пыток и других жестоких видов обращения и наказания. Поэтому теперь наша страна отчитывается, насколько хорошо борется с пытками, и борется ли вообще.

Слушая отчет Комитет ООН сделал замечание, что Кыргызстан не принял предыдущие рекомендации по пыткам. Также в комитете обратили внимание, что сотрудникам кыргызского Наццентра против пыток мешают работать в МВД и ГСИН. 

Кроме того, условия содержания заключённых не соответствуют ни международным, ни государственным стандартам. Состояние СИЗО и ИВС хуже, чем в тюрьмах — там людей больше, чем положено.

Также в ООН заявили, что непонятно, почему ГКНБ передали функции борьбы с пытками. Их беспокоит то, что ГКНБ может задерживать людей и, в то же время, расследовать нарушения при задержании.

«Это подрывает беспристрастность расследования в случае пыток», — заявили в ООН.

Представитель  ГКНБ признал, что ведомство недостаточно хорошо расследовало пытки — из-за нехватки опыта. 

По его словам, расследование пыток было передано ГКНБ из-за расформирования следственного аппарата прокуратуры. Сагынбек Самидин уулу заявил, что с 1 декабря вновь будет следственный аппарат. Пытки будут расследовать и ГКНБ, и прокуратура.

Заинтересовал Комитет ООН и тот факт, что в 2020 году из 9025 случаев домашнего насилия до суда дошли только 944 дела. В ООН считают, что в Кыргызстане недостаточно борются с домашним насилием, похищением женщин и насилием в отношении детей. Республике рекомендовали запретить физическое наказание детей. 

Среди обсужденных тем был и факт похищения Орхана Инанды, недостаточного расследования смерти правозащитника Азимжана Аскарова и угроз безопасности журналистов. 

Например, обсудили расследование журналистов, в котором упоминался признавшийся в коррупции Райымбек Матраимов. А также вспомнили DDOS-атаки на СМИ после расследования о Матраимове.

«Есть ли у государства механизм, чтобы журналисты сообщали об угрозах? Как журналисты могут сообщать о случаях угрозы?» — спросили в ООН.

Продолжение обсуждения борьбы с пытками в Кыргызстане продолжат 11 ноября.

Над трансляцией работали Айзирек Иманалиева и Айдай Иргебаева.