Генпрокуратура попросила у парламента дать согласие на привлечение к уголовной ответственности Мадумарова. В парламенте обсуждали, что против него возбуждено дело по статье «Госизмена». Сам депутат потребовал создать комиссию по представлению генпрокурора.

«Времена быстро меняются, облака разойдутся, станет ясно. Завтра генпрокурор скажет, что его не было и решение по этому вопросу принял его заместитель. Сейчас появились силы, которые усиливают и обостряют противоречия», — сказал депутат.

Мадумаров считает, что члены партии «Бутун Кыргызстан» попали в такое положение из-за их политических взглядов.

«Судьба каждого человека предопределена, пусть комиссия создается. Будем надеяться, что она вынесет справедливое решение», — добавил он.

В итоге комиссия была создана. За создание комиссии проголосовали 73 депутата, против — 1, в нее вошли 7 депутатов. Комиссия изучит представление и должна вынести свое решение на заседание парламента.

А если парламент не даст согласия Генпрокуратуре?

 Коллега Мадумарова по партии «Бутун Кыргызстан» Исхак Масалиев спросил, какая предусмотрена ответственность, если депутаты решат не рассматривать обращение Генпрокуратуры.

«Все мы знаем содержание и цель представления. Если мы не будем вмешиваться в политические игры и не рассмотрим представление, какая ответственность предусмотрена? Жогорку Кенеш распустят или генпрокурор уйдет в отставку?» — спросил Масалиев.

Парламент может рассмотреть представление Генпрокуратуры, но не дать разрешения на привлечение к ответственности. Такие прецеденты уже были. Например, в декабре 2021 года шестой созыв парламента на своем последнем заседании отказались дать согласие на привлечение к уголовной ответственности нардепа Бакыта Жетигенова. А до этого не дали согласие привлечь к уголовной ответственности депутатов Асылбека Жээнбекова и Торобая Зулпукарова.

Статья 78 Конституции Кыргызстана гласит: Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается только с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

Могут ли Мадумарова судить за «госизмену»?

«С юридической точки зрения, привлечение к уголовной ответственности Мадумарова по причине истечения сроков давности представляется неправомерным», — говорит бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов.

Кулов ссылается на Уголовный Кодекс Кыргызстана, согласно которому сроки давности по делу истекли.

«В соответствии со статьей 58 УК КР лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет прошло десять лет. Таким образом непонятно, каким образом Мадумаров может быть привлечен к уголовной ответственности, если истекли сроки давности», — утверждает Кулов.

Кроме того, экс-премьер сомневается, что действия Мадумарова подпадают под статью о госизмене.

Из-за чего Мадумарова хотят привлечь к ответственности?

Генпрокуратура на заседании парламента 10 февраля не сообщила, по какой причине хочет привлечь к ответственности Мадумарова.

Однако Адахана Мадумарова с середины января допрашивали в качестве свидетеля из-за подписанного им в 2009 году протокола по участку на кыргызско-таджикской границе. При этом было точно неизвестно, какое дело расследуют в прокуратуре.

Мадумарова публично за этот протокол критиковал президент Садыр Жапаров. Сам Мадумаров неоднократно говорил о том, что протокол не имеет юридической силы, потому что парламент в 2009 году его так и не одобрил.

В 2009 году Мадумаров, будучи секретарем Совета безопасности, подписал протокол об аренде у Таджикистана 275 квадратных метров на неуточненном участке границы для ремонта дороги Ош — Баткен — Исфана и строительства моста. Он не имеет юридической силы.

275 квадратных метров земли, о которых идет речь в протоколе, находятся в приграничном селе Кок-Таш Баткенской области. Этот участок более известен как местность Торт-Кочо, которая важна для обеих стран.

Досудебное разбирательство по подписанному Мадумаровым протоколу Госкомитет нацбезопасности начал еще в 2019 году. Но, по словам самого нардепа, после «тщательного изучения оно было закрыто».

Адахан Мадумаров — экс-спикер парламента и экс-секретарь Совбеза. Он представлял оппозицию при правлении президентов Алмазбека Атамбаева и Сооронбая Жээнбекова и оппонирует действующему главе государства Садыру Жапарову.

Подписывал протокол и Сулайманов, но дело возбудили только на Мадумарова — Текебаев 

«Предательство» и «захват банков». Жапаров и Мадумаров обмениваются оскорблениями