В Украине уже две недели продолжается война — 24 февраля на территорию страны вторглись российские военные. По данным ООН, за это время Украину покинули уже более 2 млн человек — им пришлось бежать в ближайшие европейские страны.

Между тем, Россию из-за войны и наложенных экономических санкций также покидают граждане. На их решения влияют не только санкции, которые против России вводит международное сообщество, но и ограничения со стороны российских властей.

«Клооп» поговорил с несколькими россиянами, которые из-за войны временно прилетели в Бишкек.

Максим*, IT-специалист

*имя изменено по просьбе героя

Максим. Фото: Клооп

Поначалу все жили как-будто во сне – казалось, что это не с нами происходит. Только потом все поняли, что в обществе еще не было такого кризиса. Из-за этого было принято решение уехать. Это совпало с отпуском, потому что я планировал уехать в первые дни марта. Цены на все выросли, были опасения, что границы закроются. Было непонятно вообще, когда я смогу в следующий раз выехать.

У меня из знакомых один человек улетел, некоторые остались по ряду причин: кто-то на новую работу устроился, кто-то просто абсолютно не читает новости. Так или иначе, это связано с работой. У меня есть возможность улететь, потому что я работаю удаленно.

Это своего рода личный протест. Хотелось прикоснуться к некой свободе, которая здесь, потому что у нас с каждым днем становится все больше запретов. Было очень больно, учитывая, что я из южных областей России, где Украина совсем неподалеку. Я лично знаю многих украинцев. У нас даже есть какие-то родственные связи. Для меня это было довольно травматично. Но, зная политику нашего государства, нельзя сказать, что это было удивительно. Это максимальная крайность, до которой они могли дойти, но, в целом, такие действия им свойственны.

Что плохо — это разделило нас на две части. На часть, которую можно условно назвать «европеизированная часть» и ту, которая «глубинная». Очень ярким стал этот водораздел между обществом. Сцепляются отцы и дети, коллеги на работе. Среда становится токсичной. Либо ты целиком принимаешь чужую позицию, либо ты вообще этим не интересуешься и не говоришь про политику.

Отток мозгов уже идет, достаточно большой, в IT-сфере точно. Есть конечно IT-специалисты, и их сейчас всячески ублажают льготами*, чтобы они остались подольше. Но эти льготы довольно незначительные, говорить о том, что они смогут удержать большую массу, нельзя, скорее всего.

*2 марта президент России Владимир Путин ввел льготы для поддержки IT-компаний. Их освободили от налога на прибыль, упростили для них наем иностранцев, а также дали отсрочку от армии их сотрудникам.

Денис Сучок, java-разработчик в компании Head Hunter

Денис Сучок. Фото: Клооп

Одну причину отъезда из России назвать сложно. Скорее, тут всё вместе. Это нестабильная сложная политическая обстановка, немножко напряженные отношения в Москве. Плюс я давно хотел в Кыргызстан и здесь не первый раз. Отсюда удобно работать удаленно, но, в связи с последними событиями, что возможно купол над Россией образуется, я побоялся, что возможности вот такой в дальнейшем уже не будет. Ну и здесь спокойнее, [можно] отрешиться от всего того, что происходит в Москве, чтобы можно было хотя бы на работе сосредоточиться.

Пока [наша компания] только начинает все последствия разгребать. Уходят сервисы, которыми ты пользуешься. Но в [эмоциональном плане] это, конечно, сильнее повлияло, для многих было вообще потрясением то, что произошло. И о последствиях нам только предстоит узнать. Все обсуждают, не знают, что будет дальше.

Игорь Соболев, блокчейн-разработчик

Игорь Соболев. Фото: Клооп

Я работаю фрилансером и из-за санкций не могу получать зарплату. Это стало почти невозможно и невыгодно для меня – одна из самых важных причин. Вторая — политическая, связана с тем, что сейчас происходит в стране. Наверно, страх того, что границы могут закрыть совсем, подталкивает уехать.

Я получаю деньги от американской компании, и, кажется, сейчас они совсем не могут переводить заработную плату россиянам. Еще это связано с нововведениями, которые вводит Россия — я буду обязан обменивать всю свою зарплату на рубли по текущему курсу, это для меня очень невыгодно.

Мы уже ездили в страны СНГ: Грузию и Армению. И теперь решили попробовать что-то новое. А еще были дешевые билеты. Армения и Грузия — это самое популярное направление для IT-специалистов. Я не слышал о Кыргызстане плохих отзывов, тут у нас нашлись знакомые, тем более тут рядом природа и мы совместили полезное с приятным.

Исходя из опыта последних недель, я понял, что самый правильный план — это не строить никаких планов. Потому что все, что с планами происходит — они рушатся. Мы решили остаться тут на месяц в надежде, что это все кончится. Если не кончится, то мы попробуем остаться тут подольше. Если придется покинуть Кыргызстан, то мы поедем куда-нибудь еще – все зависит от ситуации. В России у нас есть дела, которые мы не успели сделать. Мы успели только собрать вещи.

Интервьюер: Анастасия Лысогорова

Оператор: Александр Александров.