Служба исполнения наказаний утверждает, что не применяла физического или психологического давления к бывшему президенту Алмазбеку Атамбаеву, когда доставляла его в суд 23 марта.
Ранее адвокаты Атамбаева сообщили, что его насильно привели на заседание суда без верхней одежды и обуви, а сотрудники Наццентра по предупреждению пыток обнаружили у него синяки на ногах и на руках.
СИН утверждает, что бывший глава государства начал провоцировать конфликтную ситуацию, чтобы избежать участия в заседании суда.
«В машине Атамбаев стал себя вести вызывающе: оскорблял сотрудников СИН, провоцировал конфликтную ситуацию и нецензурно выражался, пытаясь таким образом привлечь к себе внимание общественности, чтобы не участвовать в судебном процессе.
Когда его уже доставили к зданию суда, в машине он демонстративно снял с себя обувь и носки, пытаясь убедить своих адвокатов, что был доставлен в суд босиком», — сообщают в службе исполнения наказаний.
СИН настаивает, что 23 марта Алмазбек Атамбаев не обращался за медицинской помощью по поводу состояния его здоровья и справка суду не выдавалась. По возвращению в колонию бывшему президенту было рекомендовано ЭКГ-обследование, однако Атамбаев отказался от диагностики сердца и телесного осмотра.
«23 марта адвокат Замир Жоошев демонстрировал СМИ якобы заключение медэкспертизы о состоянии здоровья его подзащитного, не позволяющее Атамбаеву участвовать в судебных заседаниях. Однако справка была выдана на 11 марта и действовала один день», — сообщили в пресс-службе.
В СИН также подчеркнули, что несмотря на заявления Атамбаева о критическом состоянии здоровья, он лично встречается с своими посетителями в колонии № 47.
Служба исполнения наказаний напомнила, что органы и учреждения уголовно-исполнительной системы по закону обязаны выполнять письменные поручения и распоряжения суда. А Первомайский райсуд потребовал доставить в суд Алмазбека Атамбаева 23 марта, где слушалось дело о кой-ташских событиях 2019 года.
Насильный привод Атамбаева
23 марта в Первомайском райсуде Бишкека должно было состояться очередное заседание по делу о штурме резиденции Атамбаева в Кой-Таше в 2019 году. Туда доставили бывшего президента Алмазбека Атамбаева, который отказался выходить из машины и принимать участие в процессе. В итоге Атамбаева увезли обратно в колонию из-за того, что ему стало плохо, а заседание перенесли на 30 марта.
Адвокат Атамбаева Замир Жоошев заявил, что бывшего президента насильно привезли в суд, несмотря на то, что он ранее отказался от участия в заседании из-за плохого самочувствия. По его словам, конвоиры «выволокли Алмазбека Атамбаева из комнаты в нижнем белье, держа его за руки и за ноги, на заснеженный плац колонии», а затем насильно погрузили в автозак.
С Атамбаевым 24 марта встретились сотрудники Наццентра по предупреждению пыток и обнаружили у него синяки на ногах и на руках.
«На предложение медицинской фиксации обнаруженных гематом Атамбаев отказался», — сообщили в центре.
Сотрудники Наццентра также просили у руководства колонии предоставить им запись с видеокамеры, которая находится напротив входа камеры, где содержат бывшего президента. Но в колонии им отказались сославшись на то, что они не имеют доступ к серверу.
По всем выявленным фактам правозащитники намерены направить обращения в госорганы.
Позже президент Садыр Жапаров на своей странице в Facebook высказался о ситуации с бывшем главой государства Алмазбеком Атамбаевым.
По словам Жапарова он узнал о ситуации с Атамбаевым 25 марта и обратил внимание на слова о том, что «[Атамбаеву] мстят и к этому причастна власть».
Президент подчеркнул, что ему не свойственна мстительность.
«Я хочу сказать другое. Мы все равны перед законом. Вас привлекли к уголовной ответственности? Иди суд. Докажи, что ты невиновен. Я тоже сидел, я тоже ходил на суд. [Но] я никогда не оказывал сопротивление закону и не убегал. Я следовал закону и порядку. Давайте все соблюдать закон. Тогда и в стране будет порядок», — написал президент.
Также Жапаров обратился к судам и прокурорам, которые рассматривают дело Атамбаева.
«Я не имею права отдавать приказы. Поэтому я прошу вас, по возможности проводить судебные процессы открытыми, а не закрытыми. Было бы хорошо, если бы журналисты и блогеры могли прийти и сделать прямую трансляцию. Люди также смотрели бы процесс. История Кой-Таша ни для кого не секрет, не так ли?» — отметил президент.