Министр образования и науки Алмазбек Бейшеналиев 26 мая в своём интервью изданию «АКИpress» высказал свою оценку инциденту с избиением школьницы в Сузаке. Избиение произошло 23 мая в классе сельской школы. На видео, снятом учениками, учительница кричит и избивает девочку.

Что именно сказал министр?

Согласно наблюдениям министра, в нашем обществе «участились случаи, когда учителя доводят до такого состояния». Бейшеналиев считает, что такие ситуации происходят из-за «воспитания детей».

«Ответственные за воспитание детей — не учреждения образования, а семья. Воспитание начинается дома, из окружения. Формируют это воспитание сады и школы, университеты», — сказал министр.

Алмазбек Бейшеналиев. Фото: АКИpress

Бейшеналиев рассказал, что ведомство разработало проект закона об образовании, который предусматривает ответственность родителей и учреждений образования за воспитание детей.

«Это неправильно [избиение школьницы]. В любом случае учитель не должен поднимать руку, не должен травмировать психику ребенка. Но в то же время в обществе есть явления, которые доводят учителей до такого состояния. Это всё [конфликты с учителями] происходит из-за отсутствия духовного воспитания [детей] и вакуума. Если бы изначально мы дома давали хорошее воспитание, таких вопросов не было бы. А там есть конкретный факт того, что учителю поставили кличку. Такое недопустимо, но учитель должен был поговорить с родителями, администрацией школы и решить вопрос мирным путем», — добавил он.

Оправдание учительницы в словах министра

Обвинение общества, родителей девочки и самой девочки в избиении — это попытка оправдания насилия и перекладывание ответственности с агрессора.


Ни поведение, ни воспитание ребёнка не может быть оправданием насилия в его отношении.


В речи министра есть признаки виктимблейминга — явление, когда на жертву преступления, несчастного случая или любого вида насилия возлагается полная или частичная ответственность за совершённое в отношении неё преступления. Виктимблейминг зачастую вызывает повторную травму у пострадавшей или ее близких.

«Ни в коем случае нельзя оправдывать действия учительницы, которая совершила насилие в отношении девочки-подростка. Учителю можно делать только то, что ей разрешено», — сказала в интервью «Клоопу» директорка общественного фонда «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова.

По её словам, учительница проявила насилие не только в отношении девочки, избив её, но и в отношении других детей. Они тоже пострадавшие, потому что стали свидетелями насилия и испытали страх, боль и другие негативные эмоции, которые могут отразиться на их жизни в будущем.

«Всех детей, которые стали свидетелями этого насилия, необходимо реабилитировать. Согласно законодательству и международным стандартам, все дети, которые становятся свидетелями насилия, автоматически приравниваются к статусу «жертва насилия». Соответственно, они тоже должны быть защищены нашим законодательством», — объяснила Турдубекова.

Невоспитанность или отстаивание своих прав?

Сама школьница в интервью телеканалу «Регион» рассказала, что учительница избила её из-за того, что она отстаивала свои границы. По её словам, преподавательница назвала её «сволочью» и оскорбляла её семью.

«Я сказала ей: «Эжеке, следите за своими словами, не оскорбляйте мою семью». Мы разругались. Я села, в какой-то момент она подошла и начала ни с того ни с сего бить меня», — сказала она.


Отстаивание своих прав не является причиной «плохого воспитания». Учитель не должен нарушать личные границы ребенка и оскорблять. Если ученик пытается защитить себя, то это не значит, что он «доводит» учителя и выводит его на эмоции.


«Детей бить нельзя. Ни своих, ни чужих. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Может тогда они вырастут в нормальных взрослых и этот бесконечный круг насилия остановится.

Не нравится работа настолько, что готов ударить ребенка — займись чем-нибудь другим. Надоела низкая зарплата и бесконечные отчеты — побей министра образования, кабмин отшлепай, депутатам навтыкай, если кулаки так чешутся. Но ведь слабо перечить вышестоящему. А ребенок слабый, ответить не сможет. Как жаль, что очень многим взрослым нужно в 21 веке объяснять, что нельзя бить ребенка», — написала на своей странице в Facebook журналистка Елена Нечаева.

При этом, в школах Кыргызстана насилие в отношении детей происходит очень часто. Учителя обзывают учеников, применяют к ним физическое насилие, а потом угрожают, если ученик кому-то об этом расскажет. Такое поведение типично для агрессора — он понимает, что у него больше силы и власти и таким образом манипулирует жертвой.

Именно поэтому большинство школьников не готовы защищать свои права. Они думают, что «лучше промолчать», потому что учитель может «отомстить», снизив оценки или применив физическую силу.

Кроме этого, некоторые дети не получают поддержки дома от родителей и родственников, которые требуют «не перечить», потому что «учитель всегда прав».

Какое наказание может грозить учительнице?

Ранее стало известно, что учительница уволилась после того, как ситуация вызвала общественный резонанс и бурное обсуждение в соцсетях. Хотя руководитель Сузакского районного отдела образования Тынчтыкбек Усенов утверждал, что женщину уволили по статье 381 Трудового Кодекса «Применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника».

Юристка Фатима Якупбаева в интервью «Клоопу» рассказала о том, какое наказание по закону может грозить учительнице.

Так, согласно статье 57 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью лица, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья» Кодекса о правонарушениях, ей может грозить штраф в размере 20 000 сомов, либо привлечение к общественным работам на срок от 20 до 40 часов.

В Министерстве образования и науки создали спецкомиссию для разбирательства. Кроме этого, к делу подключилась районная милиция, которая также начала расследование. В УВД Джалал-Абадской области рассказали, что инцидент зарегистрировали в журнале учета информации.

«На [записи] видно, как ученица спорит и оскорбляет педагога. Для объективности расследования назначили судебно-медицинскую экспертизу. Преподавателя и школьницу допросили, ведется следствие», — сообщили в УВД.

Насилие в отношении детей в Кыргызстане

По данным ЮНИСЕФ, в Кыргызстане 73% детей страдают от жестокого обращения и пренебрежения в семьях и 83,5% детей сталкиваются с насилием в школе.

В ЮНИСЕФ отмечают, что насилие оказывает разрушительное воздействие на детей. Кроме непосредственного риска для их жизни и физического здоровья, насилие представляет угрозу для эмоционального благополучия детей. Насилие также может передаваться от одного поколения к другому, так как дети, подвергавшиеся насилию, могут считать это «нормальным».

По данным замминистра образования и науки Надиры Джусупбековой, в Кыргызстане в 2021 году выявили 417 детей, которые подверглись насилию и жестокому обращению. В отношении 118 из них совершили сексуальное насилие.

С начала 2022 года в Кыргызстане произошло несколько громких случаев насилия в отношении детей со стороны педагогов. Учительница школы в Лебединовке, которую обвинили в издевательствах, уволилась.

Также уволился директор школы №83 в Кара-Сууйском районе Ошской области, которого обвинили в избиении восьмиклассника – он сломал ребенку ногу. Оба случая расследует милиция.

«У вас есть выбор, у меня его нет». Интерактивная игра о том, как распознать насилие над ребенком