Глава Кабмина Акылбек Жапаров заявил, что годовую прибыль международных аэропортов Оша и Бишкека можно повысить в два раза, если передать их во внешнее управление иностранной компании. Свое заявление он сделал на фоне обсуждений о передаче двух стратегических объектов турецкой компании YDA INŞAAT.

Передача аэропортов

О том, что Кабмин планирует передать во внешнее управление аэропорты Бишкека и Оша турецкой компании на 39 лет стало известно 29 июня.

Тогда на заседании Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров заявил, что проект планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), чтобы модернизировать аэропорты.

По его словам, турецкая компания YDA INŞAAT пообещала за два года привлечь $450-501 млн построить взлетно-посадочную полосу, новый аэровокзал и грузовой терминал. Жапаров отметил, что Кыргызстан предлагает управлять аэропортами по системе 50/50, переговоры с компанией еще ведутся.

Намерение Кабмина передать внешнее управление аэропортов иностранной компании вызвало обсуждение в парламенте и обществе. По мнению депутата Жанара Акаева, передача аэропортов Бишкека и Оша малоизвестной компании не отвечает интересам Кыргызстана. Он отмечал, что по этому вопросу нужно проводить открытый конкурс.

Пояснение Жапарова

Однако в интервью госинформагенству «Кабар» Акылбек Жапаров заверил кыргызстанцев, что проект принесет «большую пользу» стране.

«Например, если сегодня в аэропорту в день приземляется и взлетает около 16 самолетов, то через два года здесь будут уже более 160 воздушных судов. Также будет построена современная взлетно-посадочная полоса. Это позволит, несмотря на туман, самолетам взлетать и приземляться. В данное время из-за небольшого тумана самолеты не могут у нас приземлиться. Вместо этого они улетают в Алматы. Кроме того, будет построен новый грузовой терминал. Это позволит в год перевозить более 100 тысяч тонн грузов», – рассказал он.

Жапаров отметил, что при 100% доли собственности аэропортов, Кыргызстан получает 4 млрд сомов прибыли в год. Однако, отметил он, через два года, при 50% доли собственности эта прибыль увеличиться до 8 млрд сомов.

«Оба наших аэропорта будут работать как “хаб”. Увеличится интенсивность полетов. Мы ставим перед инвесторами условия, чтобы все строительные работы завершили в течении этого времени. Если же они не справятся в отведенное время, то мы будем вынуждены расторгнуть контракт и дальше продолжим сами достраивать. А вложенные деньги инвесторов «сгорят»», – сказал глава Кабмина.

Жапаров также подчеркнул, что Кабмин был намерен подписать контракт на 29 лет, однако турецкая компания просит заключить договор на 39 лет, чтобы получить «достаточную прибыль».

«Какой бы ни был инвестор и куда бы не вкладывался, он всегда думает о прибыли. Все инвесторы такие. Сейчас проводим расчеты, сколько прибыли они могут получить за 29 лет. Если действительно за это время они не получат прибыли, то, конечно, мы будем вынуждены согласиться на немного длинные сроки», – сказал глава Кабмина.

О компании YDA INŞAAT

Компанию YDA INŞAAT основали в Турции в 1993 году. Предприятие работает в сфере строительства, управления аэропортами, возведения промышленных объектов, дорог и мостов.

Издание «Азаттык» пишет, что компания реализовала проекты в таких странах как Турция, Казахстан, Россия, Саудовская Аравия, Афганистан и Ирак. Среди них есть проекты по строительству больниц и дорог.

По данным журналистов Temirov Live, компания управляет Туркестанским аэропортом в Казахстане, в котором в день проходит пять полетов. Также YDA INŞAAT управляет аэропортом в турецком городе Даламан, который осуществляет 70 рейсов в день.