Государственная налоговая служба просит просит правозащитников «Кылым Шамы» «не делать политики из рядовой рабочей проверки», которая по их словам, проходит согласно налоговому законодательству страны. Об этом сообщает пресс-служба ГНС.
«Фонд, как и любой налогоплательщик, может быть объектом налоговой проверки на предмет соблюдения норм налогового законодательства, проводимой в соответствии с предусмотренными процедурами и порядками», — сказали в ведомстве.
В ГНС утверждают, что общественный фонд обязан расходовать грантовые средства в соответствии с условиями контракта и только для целей, направленных на финансирование проекта.
Также в налоговой рассказали, что, несмотря на то, что «Кылым Шамы» зарегистрирован как некоммерческая организация, фонд ведет экономическую деятельность.
«Организация зарегистрирована плательщиком единого налога, также представляет отчеты по налогу с продаж за реализацию товаров (работ, услуг) в безналичной форме. Кроме этого в налоговой декларации также указывалась выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также доходы от реализации активов. Таким образом, у налоговой есть основания для проведения проверки», — отмечают в ГНС.
В службе уточнили, что они запрашивают у правозащитников документы о доходной и расходной частях организации, об оказании экспертных услуг и услуг по проведению тренингов.
«Никакая другая информация личностного характера, как отмечают представители «Кылым Шамы», в ходе проверки не запрашивалась. В связи с этим ГНС призывает ОФ «Кылым Шамы» не делать политику из этой рядовой рабочей проверки и не вводить общественность в заблуждение некорректными сведениями», — заявили налоговики.
2 декабря руководительница «Кылым Шамы» Гульшайыр Абдирасулова сообщила, что из налоговой принесли предписание, где основанием для проверки указали «служебную записку “сверху”».
Правозащитница писала о том, что служебная записка не может быть законным основанием для внеплановой проверки. «Спрашиваю: «Что же реально является основанием, может, на меня жалоба поступила, или есть сведения, что я налоги утаила?” Ответили, что ничего нет, и просто поступила служебная записка “сверху”», — писала Абдирасулова.
Проверки в НКО
Проверки в некоммерческих организациях начались после того, как в ноябре администрация президента инициировала новый законопроект «О некоммерческих неправительственных организациях». Согласно документу, НКО и НПО должны проходить обязательную регистрацию в Минюсте, а деятельность организаций будут полностью контролировать Генпрокуратура.
По мнению властей, новый законопроект защитит интересы государства от незаконной деятельности НКО.
Однако юристы считают этот законопроект очень опасным и направленным на подавление гражданского общества, а также борьбу с НКО. Они отмечают, что документ противоречит Конституции, международным стандартам и обязательствам Кыргызстана.
Позже депутатка парламента Надира Нарматова предложила свои поправки в этот закон, еще сильнее его ужесточив. Ее поправки сулят НКО Кыргызстана статус «иноагентов», проверки, отчеты, штрафы и уголовные сроки – как в России.
Читать еще: Отчеты, проверки, тюрьма. Депутатка Нарматова готовит кыргызстанским НКО судьбу российских
Удручающий и очень опасный. Юристы рассказали о рисках нового законопроекта об НКО