Депутатка парламента Кыргызстана Надира Нарматова, известная своим неприязненным отношением к некоммерческим организациям (НКО), предлагает радикально ограничить их деятельность в стране. Ее поправки сулят НКО статус «иноагентов», проверки, отчеты, штрафы и уголовные сроки – как в России.

21 ноября Нарматова вынесла на общественное обсуждение поправки в законы «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» и Уголовный кодекс Кыргызстана. Все они касаются статуса НКО.

В справке-обосновании проекта написано, что в Кыргызстане 18,5 тысяч различных НКО. Нарматова считает, что значительная часть из них «вмешивается в политическую жизнь государства».

По мнению депутатки, НКО делают это «путем финансирования, организации и проведения политических акций в Кыргызской Республике, стремясь к формированию общественного мнения для принятия органами государственной власти решений, противоречащих последовательности и целенаправленности государственной политики в целях устойчивого развития страны».

Поэтому Нарматова предлагает ввести для НКО статус «иностранного представителя» (аналог российского «иноагента») и внести их в отдельный реестр, ввести обязательную регистрацию НКО, заставить их регулярно отчитываться о своих финансах, персональном составе и деятельности; ввести плановые и внеплановые проверки НКО, запрещать им помогать определенным лицам и организациям.

За создание НКО, которые «причиняют вред гражданам» и «побуждают к отказу от исполнения гражданских обязанностей», Нарматова предлагает штрафовать на сумму до 200 тыс сомов и сажать на срок до 10 лет. В Уголовном кодексе России, который напоминает эти поправки, сроки намного меньше – до двух-трех лет лишения свободы.

«Иностранные представители»

В закон о неправительственных и некоммерческих организациях предлагают ввести понятия «иностранные НКО» и «НКО, выполняющие функции иностранного представителя».

«Иностранными НКО» будут считаться организации, созданные за пределами Кыргызстана в соответствии с законодательством иностранного государства и чьими учредителями или участниками не являются госорганы.

Структурные подразделения и филиалы этих «иностранных НКО» будут обязаны, помимо обязательной регистрации, внести себя в «реестр международных организаций и иностранных НКО».

«НКО, выполняющими функции иностранного представителя» будут считаться созданные в Кыргызстане организации по двум критериям:

  • получение финансирования или иного имущества из-за рубежа, от международной иностранной организации и иностранных граждан;
  • участие в политической деятельности Кыргызстана, «в том числе в интересах иностранных источников».

В законопроекте участием НКО в политической деятельности считается финансирование, организация и проведение политических акций «в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

При этом в поправках имеется оговорка о том, что к политической жизни не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты, социальной поддержки людей с инвалидностью, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.

Отчеты, отчеты и еще раз отчеты

Поправки в законы предлагают существенно расширить статью об открытости НКО. Например, теперь годовая бухгалтерская отчетность НКО, «выполняющей функции иностранного представителя», подлежит обязательному аудиту. Также коммерческой тайной не могут быть размеры и структура доходов НКО, сведения о размерах и составе ее имущества, расходы организации, численность и состав сотрудников и информация об оплате их труда.

Организации обяжут представлять отчеты о своей деятельности, персональном составе руководства – раз в полгода, а документы о целях расходования денежных средств, в том числе полученных от иностранных источников – ежеквартально.

Кроме того, иностранные НКО и НКО, «выполняющие функции иностранного представителя» должны будут (первые – каждый год, вторые – каждые полгода) предоставлять СМИ или размещать в интернете отчет о своей деятельности, учредителях, имуществе и расходовании денег.

Плановые проверки НКО, «выполняющей функции иностранного представителя», будут проводиться не чаще раза в год, но у госорганов останутся причины провести и внеплановые проверки. Например, если этого потребует прокуратура, если истечет срок, который проверяющие органы давали НКО на исправление предыдущих нарушений или если появится информация, что эта НКО нарушила закон.

Приостановление деятельности НКО

В поправках Нарматовой предлагается ввести возможность приостановления деятельности НКО (на срок до шести месяцев), если та не зарегистрировалась в реестре НКО, «выполняющих функции иностранного представителя».

«В случае приостановления деятельности некоммерческой организации ей запрещается использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов», – говорится в поправках.

Деятельность организации может возобновиться со дня ее включения в реестр.

Также Нарматова предлагает в «целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц» возможность запрета иностранным НКО выделять деньги и иное имущество «определенным» (каким, в законопроекте не определено) получателям.

Уголовные сроки

Депутатка предлагает внести поправки в Уголовный кодекс, согласно которым за создание объединения или НКО, «деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или причинением вреда их здоровью, с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей или других противоправных действий» будет налагаться штраф в от 50 до 100 тысяч сомов или лишением свободы до пяти лет.

Но при этом «активных» участников этих НКО или людей, «пропагандирующих» их будут наказывать строже – штрафами от 100 до 200 тысяч сомов или лишением свободы до 10 лет.

Предыдущие попытки скопировать российские закон о иноагентах

В 2014 году депутатка Надира Нарматова продвигала такую же инициативу по копированию российского закона об иностранных агентах. Тогда также планировали дать всем НКО, занимающихся «политической деятельностью» статус иноагента. Но в 2016 году депутаты шестого созыва документ отклонили.

Тем не менее, уже в 2021 году парламент принял поправки в закон об НКО, а президент Садыр Жапаров их подписал. Новые изменения в законе обязывают НКО обнародовать отчетность о работе — включая бухгалтерские документы, счета и имущество организаций, а также личные данные сотрудников. Эти поправки также были списаны с российских законов.

Но на этом администрация президента не остановилась, предложив в ноябре 2022 года очередные поправки в закон об НКО. Если эти поправки примут, то все НКО и НПО будут проходить обязательную регистрацию в Министерстве юстиции, а деятельность организаций будут полностью контролировать Генпрокуратура и Минюст. По мнению властей, так государство защитит свои интересы от «неуставной и незаконной деятельности неправительственных организаций».

Юристы называли проект очень опасным и противоречащим Конституции, международным стандартам и обязательствам Кыргызстана. Также, по их мнению, закон в нынешнем виде может быть использован властями для давления на неугодные НКО.