Депутаты парламента одобрили в первом чтении концепцию законопроекта об «иностранных агентах». Правозащитники и некоммерческие организации призывали не принимать этот акт, называя его репрессивным.
Законопроект был принят в первом чтении парламента. За принятие акта проголосовали 83 депутата, 23 были против. Голосование проходило без обсуждения законопроекта — дебаты уже состоялись в парламенте неделей ранее.
В первом чтении прошел законопроект об иностранных агентах. 83 "за".
— Дастан Бекешев (@bekeshev) 4 июня 2015
Согласно изменениям, некоммерческие организации, которые занимаются «политической деятельностью», получают статус «иностранного агента». При этом, авторы законопроекта Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев не смогли дать четкого понятия «политической деятельности».
НКО, помимо отчетов в Налоговую службу и Социальный фонд, должны будут подавать дополнительные отчеты о своей деятельности в Министерство юстиции.
Депутат Ирина Карамушкина заявила на дебатах, что Кыргызстан известен своим активным и развитым гражданским сектором, который, по её словам, обращает внимание государства на проблемы. Она сказала, что выражение «иностранный агент» ассоциируется со «шпионажем».
«Но возможно, что кто-то в доверие власти вошел, хорошо финансируется, и они, как вы (Бакир уулу) говорите, стали такими “иностранными агентами”, но под это могут попасть многие наши НПО, которые оказывают очень хорошую качественную помощь», — сказала она.
Автор законопроекта, депутат Бакир уулу сказал в ответ, что некоммерческие организации смогут обжаловать действия властей в вышестоящий орган или в судебном порядке. По его словам, законопроект направлен не только на НПО, но и на религиозные организации.
Представитель Министерства юстиции заявила на заседании парламента, что ведомство выступает против этого законопроекта из-за того, что не сможет выполнять возлагаемые на него задачи в рамках законопроекта — проводить проверки организаций и принимать отчётность.
«Если закон будет принят, министерство юстиции должно будет проводить проверки НКО, но у ведомства нет средств на это, и они не предусмотрены законопроектом», — заявила представитель министерства.
Депутат Дастан Бекешев заявил на парламентских дебатах, что законопроект ограничивает граждан в желании создавать неправительственные организации — по его словам, никто не захочет на себя навешивать ярлык «иностранного агента».
«Понимаете, если были бы факты того, что НПО, получающие гранты, покушались на независимость Кыргызской Республики или каким-то образом влияли на мнение граждан, что, например, пора делать революцию или переворов, то я бы поддержал. Но таких фактов вы не можете привести», — сказал Бекешев своему коллеге Бакиру уулу.
Последний в ответ назвал правозащитную организацию «Бир Дуйно — Кыргызстан» Толекан Исмаиловой, которая, по его словам, «навязывала обществу нетрадиционные взгляды» фильмом «Я — гей и мусульманин».
Депутат Данияр Тербишалиев высказался тоже против законопроекта — по его словам, термины в нём, включая «политическую деятельность», имеют широкое толкование, и это может привести к «репрессивно-карательным методам», которые будут использовать против самих же депутатов.
«В какой-то мере каждый депутат взаимодействует с международными организациями. Практически каждый ездит в зарубежные командировки за счет международных организаций. Турсунбай Бакир уулу вы тоже были в таких командировках. Так вот завтра могут каждого из нас обвинить в том, что вы помогали “иностранным агентам” или в том, что мы шпионы», — сказал он.
«Депутаты наплевали на все экспертизы»
Глава правозащитной организации «Бир Дуйно» Толекан Исмаилова заявила, что рассмотрение и принятие законопроекта об «иностранных агентах» — это «возврат в СССР, к тоталитарно-авторитарной системе».
«Мы очень долго мониторили этот процесс и сейчас можем сказать, что давление России стало очень сильным, и это отразилось не на экономическом процессе, как говорило наше руководство, а на гражданских и политических правах. […] Я не понимаю тех депутатов, которые инициировали такой мощный удар против своих граждан — это совершенно непонятно, потому что российское поле совершенно другое», — считает Исмаилова.
Она добавила, что рада количеству голосов против — по ее словам, в самом начале против законопроекта выступали «только 7-10 депутатов».
Глава «Бир Дуйно» отметила, что даже после того, как президент подпишет закон, они «не перестанут бороться против него» — есть ещё Конституционная палата, и «другие инстанции».
«Я думаю, что это [очередное] испытание для НПО-сектора, для гражданского общества, для демократических лидеров», — отметила Исмаилова.
Динара Ошурахунова, глава другой правозащитной организации «Коалиция за демократию и гражданское общество», которая занимается мониторингом выборов и работы парламента, считает, что «депутаты наплевали на все экспертизы».
«Все обязательные экспертизы, проделанные с этим законом, они сказали, что закон противоречит Конституции, его нормам. Но они [депутаты] не захотели брать это во внимание, хорошо, ладно. НПО проводили с ними большую работу и объясняли [по поводу этого закона], но и на это они не обратили внимание», — говорит Ошурахунова.
Она заявила, что депутаты проголосовали за этот законопроект по «заказу из Москвы». Ошурахунова добавила, что после законопроекта об «иностранных агентах» депутаты могут приняться за иностранные СМИ, как это было в России в 2013 году.
«И то, что они говорят, что они сами инициировали этот законопроект — это все чушь. Это все заказ из Москвы и депутаты этот заказ трусливо исполняют», — говорит Ошурахунова.
Глава «Коалиции за демократию и гражданское общество» считает, что после принятия законопроекта «инакомыслие в Кыргызстане будет преследоваться».
«Иностранные агенты»
Законопроект был инициирован в июне 2014 года. Он направлен против тех неправительственных организаций, которые занимаются «политической деятельностью».
При этом, авторы законопроекта Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев не смогли дать четкого определения «политической деятельности» — Мадалиев заявил в апреле 2015 года, что это «философское понятие».
Законопроект был инициирован в июне 2014 года. Президент Алмазбек Атамбаев поддержал в ноябре 2014 года идею акта, но при этом неоднократно отмечал, что сможет высказать окончательную позицию по документу, когда увидит его в окончательном виде после одобрения в парламенте.
Целый ряд неправительственных организаций Кыргызстана выступили против законопроекта и назвали статус “иностранный агент” “унизительным”, а также предложили президенту “сотрудничество, вместо конфронтации”.
А 27 мая 2015 года группа из 28 иностранных правозащитных организаций из Европы и постсоветских государств призвала кыргызских депутатов отклонить законопроект, так как он представляет “серьезную угрозу” гражданскому обществу в Кыргызстане.