Депутат Марлен Маматалиев инициировал поправки в Кодекс о правонарушениях, которые предполагают введение штрафа за отсутствие каталитических нейтрализаторов в машинах — в народе их называют катализаторы. Законопроект вынесли на общественное обсуждение на сайте парламента 16 декабря.

Катализатор — это устройство в выхлопной системе авто, которое частично ликвидирует в выхлопных газах вредные для человека и окружающей среды химические вещества — сажу, окись углерода и окись азота.

Согласно законопроекту, наличие катализатора будут проверять при первичной госрегистрации автомобиля, его перерегистрации, внесении изменений в его регистрационные данные, при снятии с учета. Если катализатора нет, то физлиц будут штрафовать на 20 тысяч, а юрлиц — на 65 тысяч сомов.

По данным правительства на 2021 год, около 80% автомобилей в Кыргызстане либо не имеют катализаторов, либо имеющиеся на автомобилях катализаторы не очищают выхлопы от вредных веществ.

Отсутствие катализаторов объясняется тем, что их срезают и продают или воруют. Катализатор — один из самых дорогих элементов, входящих в выхлопную систему автомобиля. Именно поэтому катализаторы предпочитают срезать, не меняя их. Причина дороговизны этой детали — драгоценные металлы, содержащиеся в катализаторе: соли платины, родия или палладия.

В феврале 2021 года правительство предлагало ввести временный запрет на вывоз из страны катализаторов.

По данным МВД на 1 января 2022 года, в стране было зарегистрировано 1 млн 103 тысяч 445 легковых машин и их количество увеличивается. Так, по данным Нацстаткома, с января по сентябрь 2022 года страну ввезли 25,3 тысяч машин. Отмечается, что в текущем году в страну ввезли рекордное количество автомобилей.

Маматалиев называет автомобили основным источником загрязнения окружающей среды в Кыргызстане.

«Поскольку отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, то они находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей, которые пролегают вдоль полей, засеянных кормовыми культурами, использующимися в питании домашних животных и людей», — говорится в справке-обосновании законопроекта.

Смог над Бишкеком

Жители в Бишкеке каждый год страдают от смога с наступлением холодов. Столица Кыргызстана уже несколько лет оказывается в топе мирового рейтинга городов по уровню загрязненности воздуха, однако действенных мер власти для борьбы со смогом еще не предприняли.

В конце октября представительство ООН в Кыргызстане презентовало результаты исследования о смоге, согласно которым основным источником загрязнения воздуха в Бишкеке является некачественный уголь, используемый для отопления частных домов. Также причинами загрязнения воздуха в столице власти называют некачественный бензин и плотность застройки.

Также недавно ЮНИСЕФ презентовало исследование «Воздействие загрязнения воздуха на здоровье и социальные аспекты жизни женщин и детей в Бишкеке».

Согласно нему, с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года воздействие смога привело к 112 смертям. В Минздраве, комментируя это исследование, заявили, что сомневаются в такой цифре и обратились в ЮНИСЕФ, чтобы запросить данные.

12 декабря стало известно, что Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора планирует попросить у ООН грант в $6,7 млрд для снижения загрязнения воздуха в Бишкеке.