Депутаты Жогорку Кенеша, у которых есть бизнес, боятся выступать на заседаниях и голосовать. Об этом на заседании парламента заявил депутат Адахан Мадумаров, комментируя законопроект о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства.

«Сейчас какой–то предприниматель не понравится, то закон останется в сторонке, и его отправят проверку. Какие нормы вы ввели по защите прав предпринимателей? Если какой-либо депутат неправильно проголосует, то кто отправляет к ним проверку? Знаете, почему депутаты, у которых [есть] бизнес или у их родных, сидят и дрожат? От проверок. Какие для них есть гарантии? Кто отдает распоряжение, чтобы их проверяли? Они днем выступают [в Жогорку Кенеше], а после обеда к ним приходят с проверкой. Или это ложь?» – спросил Мадумаров у замминистра экономики Айнуры Усенбековой.

Усенбекова ответила, что есть закон, в котором прописан порядок выполнения проверок, а за исполнением закона следит Генпрокуратура.

«Прокурор же сам отправляет проверку. [Депутат] неправильно сказал – проверяют, неправильно проголосовал – проверяют. Вы же их пугаете, склоняете. В Кыргызстане есть хорошие законы, которые соответствуют международным стандартам. Речь об их неисполнении», – ответил Мадумаров.

Депутат считает, что нужно предусмотреть гарантии и меры, которые будут предприняты в случае нарушения закона.

О том, что власти оказывают давление на бизнесы депутатов, 24 ноября на заседании Жогорку Кенеша заявляла и депутатка Эльвира Сурабалдиева. Она рассказывала, что сотрудники ГКНБ давят на депутатов, которые голосовали против передачи Кемпир–Абадского водохранилища Узбекистану — парламентариев запугивают, а их родных увольняют с госслужбы.

Сурабалдиева рассказывала, что сотрудники ГКНБ также оказывают давление на бизнес ее родных. Депутатка рассказала, что летом (когда в парламенте готовилось голосование по Кемпир-Абаду – Ред.) силовики два месяца запугивали и проверяли бизнесы ее родных. По ее словам, не прошло и месяца, как это все вновь повторяется.

«Сотрудники ГКНБ приходят в бизнесы моих родных и запугивают. Говорят “оставим ее (Сурабалдиеву) без денег, на улице останется”. Вы даже видимость демократии не будете создавать? […] Родной брат Камчыбека Ташиева здесь сидит. Говорит: “ты же против Кемпир-Абада выступала, пеняй на себя” – как понимать эти слова?» – возмущалась депутатка.