Глава госкомитета по нацбезопасности Камчыбек Ташиев заявил, что нужно уважать и дарить «достойную жизнь» женщинам, чтобы они рожали защитников и защитниц родины. «Клооп» рассказывает, почему слова Ташиева — это дискриминация женщин.

Что именно сказал Ташиев?

Свое заявление глава ГКНБ сделал во время объявления строительства нового роддома в его родном селе Барпы в Джалал-Абадской области 6 марта. Вот что сказал Ташиев:

«Если мы будем уважать наших мам, сестер, невесток, если не будем их оскорблять, унижать, то они нам родят сыновей и дочерей, которые завтра будут защищать наше государство и заботиться о нем. Унижая невесток, усложняя жизнь дочерям, не заботясь о мамах, мы никогда не добьемся лучшего. Причина хорошей и беззаботной жизни сильного государства — отношение к женщинам, именно отношение мужчин к женщинам. Мы не понимали до этого, а если даже и понимали, то не обращали на это внимание. Были дни, когда мы со словами: “Ай, это же женщина!” махали рукой. Но теперь мы должны поменять отношение, нужно уважать их и дарить им достойную жизнь, они [невестки, дочери] родят нам хороших детей. Тогда наши аксакалы будут сидеть дома, не боясь и веря, что эти дети их защитят. Я немного здесь мужчинам сказал на заметку, те кто понял, понял, а кто не понял, поймут, думаю», — сказал Ташиев.

Женщины не инкубаторы

Феминистка Бегайым Замирбек раскритиковала слова Ташиева. По ее мнению, действительно, с одной стороны, они несут правильный посыл в том, чтобы женщин не били и не убивали, но в то же глава ГКНБ приравнивает всех женщин к инкубаторам.

«В контексте его слов у девушек и женщин есть одна ценность, из-за которой их не стоит бить — инкубаторство. По словам Ташиева, девушки Кыргызстана имеют ценность лишь как поставщицы солдат на войну. Это отношение к женщинам как к товару и есть сексизм. Это как сказать, что нельзя убивать мужчин, потому что они водят маршрутки», — говорит Замирбек.

По ее словам, ценность и безопасность девушек и женщин в Кыргызстане не должна зависеть от детородных функций, а должна гарантироваться по умолчанию, как в любом гуманном государстве.

«Иначе по логике Ташиева женщин можно убивать, если они не рожают детей или вышли из детородного возраста», — заключает экспертка.

Социологиня Нурзада Садырбекова утверждает, что слова Ташиева дискриминируют женщин, которые не являются матерями или невестками, а также еще раз подкрепляют гендерные стереотипы.

«Женщинам не обязательно рожать, чтобы заслужить право на достойную жизнь. А если женщина по разным причинам не хочет или не может родить, тогда она не имеет права достойно жить? Заметьте, как часто женщины в нашем обществе подвергаются насилию, как психологическому так и физическому из-за неспособности родить мальчика или родить вообще», — говорит Садырбекова.

По ее словам, хорошо, что в Кыргызстане приходит осознание того, что к женщинам надо относиться «по-человечески», но это не должно быть из-за того, женщины могут выносить ребенка. Садырбекова еще раз напоминает, что женщины заслуживают достойную жизнь по-умолчанию, потому что они — «люди».

Права женщин в Кыргызстане

Представители власти в Кыргызстане часто заявляют, что с правами женщин в стране все хорошо — женщины имеют те же права, что и мужчины, защищены от семейного насилия и любой дискриминации, и даже в парламенте у них есть квоты. Но в действительности это не так.

Мужчины по-прежнему доминируют над женщинами в политической, и экономической сферах. К примеру, гендерного равенства, прописанного в законах, не придерживаются даже в парламенте и правительстве, а зарплаты женщин в стране на 25% ниже, чем у мужчин.

Женщин в Кыргызстане похищают для принудительного вступления в брак, бьют и насилуют, и убивают. За последние несколько лет журналисты зафиксировали, как минимум два убийства во время похищения женщин для насильственного брака. Согласно Глобальному индексу мира и безопасности женщин за 2021 год, Кыргызстан самая опасная страна для женщин в Центральной Азии.

При этом мужчины во власти продолжают отрицать эти проблемы, предлагая сексисткие инициативы. Например, запретить девушкам носить короткие юбки или летать за границу без родителей и мужа.