Комитет парламента по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции 13 сентября обсуждал информацию по изнасилованию и убийству 14-летней Айдай Кочкоровой в Кадамжайском районе Баткенской области.

На заседании депутат Акбокон Таштанбеков заявил, что некоторые школьницы надевают слишком короткие вещи и этим сами провоцируют насильников.

«Раз уж не можем предоставить работу мигрантам, то их детей нужно взять на учет. […] Некоторые ученицы слишком коротко одеты. Я думаю, что в некоторых случаях девочки провоцируют. Обычный человек, проходя мимо, не заметит, а педофилы замечают и потом преследуют их. Родители, учителя, общество, кому близка эта проблема должны начать бороться не с законом, а сами в обществе, начиная с коротких юбок и заканчивая тем, чтобы участковые навещали семьи, проверяли кто чем занят, чтобы не было таких случаев, и не садились в чужие машины», – сказал депутат.

Заместитель министра внутренних дел Нурбек Абдиев предоставил информацию о том, как продвигается расследование. Он сообщил, что по подозрению в убийстве задержали четверых граждан и в ближайшее время дело будет передано в суд.

«Мы анализируем, почему произошло такое насилие. Родители девочки работали в России – уехали недавно. Девочка в школе училась хорошо. Мы выясним, по какой причине она села в машину с четырьмя парнями», – сказал он.

Депутат Эмиль Жамгырчиев напомнил коллеге, что насилие в стране стало систематическим – в месяц по одному-два раза. Он предположил, что, возможно, депутаты принимают неправильные законы. По его мнению, нужно не обсуждать преступление, которое уже произошло, а вести профилактическую работу.

Заявление омбудсмена

После депутатов выступила омбудсмен Атыр Абдрахматова. Она призвала не обвинять в насилии детей самих же несовершеннолетних.

«Мы заслушали информацию МВД. В ней говорится, что в насилии в отношении детей виноваты сами дети, потому что сидят в Интернете, смотрят непристойные вещи, сидят в интернет-клубах и так далее. Прошу дать точную информацию, чтобы мы смогли вести обсуждение в правильном русле. Сколько несовершеннолетних совершили преступления сексуального характера и сколько преступлений совершили люди старше 18-ти лет?» – спросила омбудсмен.

Замминистра не смог ответить на этот вопрос. Тогда Абрахматова привела данные Генпрокуратуры. Она сообщила, что в 2021 году зарегистрировали 5 фактов изнасилования со стороны несовершеннолетних и 38 – со стороны взрослых людей.

«Тут говорили, что дети сами виноваты, про поведение детей говорили. Но дети не могут быть сами виноваты. Мы, взрослые, для них пример. За половую безопасность детей ответственны взрослые. В преступлении, которое произошло в Кадамжае, трое подозреваемых старше 18-ти лет. Они не маленькие дети», — подчеркнула Абдрахматова.

Что не так с высказываниями Таштанбекова?

Виктимблейминг — явление, когда на пострадавшую от насилия возлагается полная или частичная ответственность за совершённое в отношении неё преступление. Простыми словами, виктимблейминг — ситуация, когда люди, вместо того, чтобы осуждать преступника, пытаются найти ему оправдания за счет обвинения жертвы: спровоцировала, не так себя вела, оказалась не в том месте и так далее.

Поведение Таштанбекова — типичный виктимблейминг, обвинение пострадавшей от преступления в том, что она сама виновата в этом.

Почему виктимблейминг опасен?

Виктимблейминг зачастую вызывает повторную травму у пострадавшей или ее близких.Он нормализует насилие. В основе виктимблейминга лежит идея о том, что пострадавшие заслужили то, что с ними произошло. Исходя из этого, получается, что некоторых людей, а в Кыргызстане речь в основном идет о женщинах, можно бить, насиловать и убивать, потому что они «неправильно себя вели», «спровоцировали», «сели в машину», «находились вечером на улице», «курили и пили алкоголь», «надевали открытую одежду» и так далее.

Виктимблейминг приводит к тому, что пострадавшие отказываются обращаться к правоохранителям, так как боятся столкнуться с осуждением.Виктимблейминг ограничивает пострадавших от насилия, но не преступников. Общество вырабатывает ряд правил для жертвы, которые ей нужно соблюдать, чтобы не стать пострадавшей. Например, не краситься ярко или не надевать короткие юбки. Эти правила не имеют ничего общего с реальностью.

Например, нет никакой универсальной одежды, которая могла бы спасти женщину от изнасилования. Художницы во всем мире неоднократно проводили выставки, чтобы показать, во что были одеты девочки и женщины, которые подверглись изнасилованиям. Зачастую, их одежда — это обычный повседневный костюм в виде джинс и футболок.

В 2018 году кыргызская студентка Айсулуу Жолдошева провела в Кыргызстане выставку What Were You Wearing? (Во что ты была одета?) Экспонатами выставки была одежда женщин, переживших сексуальное насилие, и истории пострадавших.

«Главная цель выставки — сломать стереотип, что существует “специальная” одежда для изнасилования, такая, как короткие шорты, глубокий разрез платья, или мини юбки. Реальность показывает, что жертвы изнасилования были в обычной одежде, которую можно найти в моем или вашем шкафу. Самое страшное — видеть детскую одежду», — рассказывала Жолдошова.

Получается, что для пострадавших существует множество правил, но никто не составляет таких инструкций для преступников. Люди мало говорят о том, как агрессору вести себя, чтобы не совершить насилие, куда обращаться, если хочеться домогаться женщин.

Получается, что женщины должны прятаться, ограничивать свою жизнь и социальную активность, а агрессоры не должны делать ничего со своим поведением.

Виктимблейминг развязывает руки агрессорам. В Кыргызстане ситуация с гендерным насилием (семейное насилие, изнасилования, похищения женщин для принудительного брака и так далее) такова, что агрессоры не получают наказания за свои действия. До суда доходит малое количество дел, и не всегда преступник получает реальный срок, даже если суд признал его виновным.

Убийство школьницы

Тело 14-летней Айдай нашли 4 сентября на автодороге Ош — Раззаков внутри селеотводного тоннеля в селе Ноогардан. По данным УВД Баткенской области, руки девочки были завязаны сзади, а на шее были следы удушения веревкой.

Милиция возбудила уголовное дело по статье «Убийство» и назначила судмедэкспертизу. По подозрению в убийстве задержали четырех подозреваемых.

Пресс-служба Генпрокуратуры сообщила «Азаттыку», что после проведения всех необходимых экспертиз, следствие может также завести дело по статье «Изнасилование».