Союз людей с инвалидностью «Равенство», правозащитное движение «Бир-Дуйно Кыргызстан» и международная правозащитная организация Equality now подготовили отчет о сексуализированном насилии в отношении женщин и девочек в Кыргызстане.

В отчете говорится, что в Кыргызстане широко распространено гендерное насилие в отношении женщин. Правозащитники отмечают, что согласно официальной статистике, из 203 тысяч человек с инвалидностью в Кыргызстане — 40% из этого числа составляют женщины и девочки.

«Мало что известно о масштабах и распространенности сексуализированного насилия конкретно в отношении женщин и девочек с инвалидностью. Официальная статистика о пострадавших от различных преступлений (сексуализированное насилие, домашнее насилие и вредные брачные практики) не включает никакой информации об инвалидности, равно как и нет никаких официальных или неправительственных исследований, которые бы показывали распространенность сексуализированного насилия в отношении женщин и девочек с инвалидностью», — отмечают авторы отчета. 

В отчете подчеркивается, что пока не будет собрана более полная и подробная информация, масштабы, распространенность и характер сексуализированного насилия в отношении женщин и девочек с инвалидностью не будут адекватно поняты или решены.

Другой проблемой, согласно отчету, является затрудненный доступ к правосудию для пострадавших из-за барьеров, связанных с полом и инвалидностью в системе уголовного правосудия Кыргызстана

«Очень мало случаев сексуализированного насилия доходит до системы уголовного правосудия Кыргызстана. По данным МВД, из 604 дел о сексуализированном насилии, зарегистрированных в 2021 году, более половины (53%) были прекращены “за отсутствием состава преступления”. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в отношении изнасилований в 2021 году, из общего числа 632 дел 75% были прекращены, 21% передан в суды, а 4% все еще находилось на стадии предварительного расследования», — говорится в отчете.

Свой отчет авторы написали на основе общедоступной информации о законодательной, административной и судебной политике и практиках, включая материалы судебных дел об изнасиловании в отношении женщин и девочек с инвалидностью. Также отчет основан на прямых показаниях женщин, переживших насилие, из семи регионов Кыргызстана.

Авторы отчета подсчитали, от 40% до 68% девочек с инвалидностью в Кыргызстане подвергаются сексуализированному насилию до того как им исполнится 18 лет.

Проблемы в законах

Проанализировав законодательство Кыргызстана правозащитники пришли к выводу, что отсутствие сроков давности для преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, включая изнасилование помогло бы положить конец закрепленной в законе безнаказанности, а также подало бы сигнал обществу, что изнасилование — это преступление, которое никогда не должно оставаться безнаказанным.

Другая проблема в законах, согласно отчету, обременительные и дискриминационные стандарты доказывания в делах о сексуализированном насилии. Они отмечают, что ситуация становится хуже, если пострадавшая имеет инвалидность.

«В подавляющем большинстве случаев преступления сексуализированного насилия преследуются только при обнаружении телесных повреждений на теле потерпевшей, а также биологических следов, связанных с половым актом. Следователи и судьи больше склонны доверять судебным экспертизам», — говорится в отчете.

При этом если судмедэкспертиза не выявит на теле пострадавшей телесных повреждений или признаков насилия, показаниям пострадавшей, особенно при наличии у нее ментальной или интеллектуальной инвалидности, могут не поверить, даже если инвалидность не влияет на ее способность понимать произошедшие с ней события.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, во время расследования проводится психолого-психиатрическое освидетельствование переживших насилие лиц с инвалидностью для оценки их предполагаемой дееспособности, для определения того, можно ли считать их показания достоверными.

Авторы отчета отмечают, что методология, которая используется в Кыргызстане не соответствует научным стандартам, так как специалистам судебно-медицинских бюро не хватает подготовки и руководств, «свободных от мифов и стереотипов о сексуализированном насилии». 

«В случае признания «не заслуживающей доверия» слова потерпевшей автоматически сбрасываются со счетов, что приводит к прекращению дела. Эти различные виды дискриминации и неспособность должным образом расследовать изнасилование во всех случаях приводят к безнаказанности преступников и созданию культуры безнаказанности за сексуализированное насилие в целом», — подчеркивается в отчете.

Среди процессуальных барьеров правозащитники отмечают также отсутствие справедливой и доступной поддержки для людей с инвалидностью, проблемы в области выявления и оценки уязвимых лиц и отсутствие доступной информации о сексуализированном насилии и о том, как заявить о нем в правоохранительные органы.

«Женщины и девочки с определенными видами инвалидности в основном живут изолированно и не имеют информации о горячих линиях и номерах экстренных служб, по которым можно сообщить о сексуализированном насилии», — говорится в отчете. 

Отношение общества к женщинам с инвалидностью

Среди социо-культурных барьеров авторы отмечают негативное и устаревшее отношение к инвалидности в кыргызском обществе. По их словам, женщины и девочки с инвалидностью обычно рассматриваются как «больные люди», нуждающиеся только в лечении, а не в поддержке.

«Пагубные стереотипы и дискриминационное отношение также способствуют занижению сведений о сексуализированном насилии: по-прежнему очень сложно открыто говорить о насилии в отношении женщин или девочек с инвалидностью из-за связанного», — отмечают авторы.

В отчете правозащитников также сказано, что в системе уголовного правосудия Кыргызстана нет гендерной чувствительности, а на работу правоохранителей пагубно влияют гендерные предубеждения, в том числе о женщинах с инвалидностью.

«Например, мнение о том, что такие пострадавшие склонны ко лжи или неспособны понять, что произошло с ними. Эти предубеждения, наряду с неосведомленностью пострадавших о своих правах, приводят к тому, что даже дела, о которых сообщается властям, редко продвигаются вперед», — говорится в отчете.

Что рекомендуют правозащитники?

Авторы отчета после проведенного анализа рекомендуют представителям власти Кыргызстана изменить определение изнасилования, чтобы оно основывалось на признаке отсутствия подлинного и добровольного согласия, и внедрить ориентированные на пострадавшую принципы того, как следует понимать согласие, в том числе в отношении переживших насилие людей с инвалидностью.

Также они рекомендуют обеспечить женщин и девочек с инвалидностью, пострадавших от насилия, всеми мерами, которые нужны для сообщения о таких случаях, а также помощью на протяжении всего процесса уголовного правосудия.

Еще одна рекомендация касается соцработников, которые должны пройти обучение с учетом гендерных аспектов, чтобы уметь выявлять случаи сексуального насилия. Кроме этого они рекомендуют дать всем специалистам уголовного правосудия и правоохранителям подготовку для работы с пострадавшим от изнасилования.

Кроме этого правозащитники просят власти собирать данные о насилии в отношении женщин с разбивкой как минимум по полу, возрасту и инвалидности пострадавшей. А в Уголовный кодекс ввести поправку, чтобы никакое сексуализированное преступление в отношении несовершеннолетних не подпадало под действие срока давности.

Также правозащитники просят, чтобы государство предоставляло пострадавшим от изнасилований справедливую компенсацию за причиненный им вред.

А МВД авторы отчета рекомендуют увеличить представленность женщин в органах внутренних дел и органах следствия для поддержки благоприятной среды для пострадавших от изнасилования.