Баллотируясь в президенты, Садыр Жапаров обещал выплатить внешний долг Кыргызстана за пять лет — в течение одного президентского срока. 

«Даст Бог, в первые пять лет выплатим внешний долг», — сказал господин Жапаров в интервью Эльдияру Кененсарову.

Половина этого срока уже прошла, а долг только увеличился. В ближайшем будущем Кыргызстан ждут самые крупные выплаты по основному долгу.

Государственный долг делится на внешний и внутренний. К внешнему относятся двусторонние или многосторонние займы, а к внутреннему продажа долговых бумаг населению и бизнесу на местном рынке. Денег у населения в Кыргызстане мало, внутренний рынок маленький, поэтому государство занимает в основном за границей. 

На 31 марта 2023 года государственный долг Кыргызстана составлял $5,62 млрд. Из них $4,51 млрд относятся к внешнему долгу, а $1,11 млрд к внутреннему. 

По данным Министерства финансов, с января 2021 года, когда Садыр Жапаров пришел к власти, и до декабря 2022 года внешний долг Кыргызстана увеличился на $261,17 млн — с $4,22 до $4,48 млрд. За два года Жапаров по темпам роста внешнего долга почти вдвое обогнал своего предшественника Сооронбая Жээнбекова, почти сравнялся со свергнутым президентом Курманбеком Бакиевым и скоро догонит первого свергнутого президента Аскара Акаева. Хотя ему еще далеко до рекордсмена бывшего президента Алмазбека Атамбаева.

Тем не менее экономика Кыргызстана в последние годы растет быстрее внешнего долга. Если в 2020 году госдолг составлял почти 70% ВВП, то в 2022 году — около 52%. При этом доля внешних обязательств в структуре госдолга в 2020 году составила 85,6%, а в 2021 году — 83,5%. 

Заслуга Садыра Жапарова в этом незначительна. Высокий госдолг в 2020 году объяснялся снижением ВВП из-за пандемии и внешними займами на борьбу с коронавирусом. Пандемия закончилась, золото подорожало и соотношение госдолга к ВВП вернулось к допандемийной норме

Это не значит, что внешний долг Кыргызстана продолжит падать. По прогнозу Всемирного банка, до 2025 года соотношение госдолга к ВВП стабилизируется на отметке чуть ниже 50%. То есть, экономисты банка не ожидают, что Жапаров выплатит внешний долг в течение одного президентского срока.

Более того, в отчете банка написано, что Кыргызстан будет вынужден прибегнуть к внешним займам для финансирования дефицита счета текущих операций. 

Сам Жапаров также не обещает выплатить весь долг: в 2022 году в интервью «Кабару» он заявил, что «постарается погасить хотя бы половину внешнего долга к концу своего первого президентского срока».

Практически весь внешний долг Кыргызстана приходится на двусторонние и многосторонние льготные кредиты с процентной ставкой от 0,75% до 2%. На конец 2022 года основными кредиторами являются Экспортно-импортный банк Китая ($1,78 млрд), Азиатский банк развития ($702 млн), Международная ассоциация развития ($636 млн) и Международный валютный фонд ($453 млн). На них приходится почти 80% от всего внешнего долга страны.

С каждым годом стоимость обслуживания внешнего долга увеличивается. Если в 2010 году Кыргызстан выплатил 2,71 млрд сомов, то в 2022 году выплаты по внешнему долгу составили 22,1 млрд сомов — при этом, большая часть выплат приходится на основной долг, а не проценты по нему. По словам Жапарова, сегодня Кыргызстан выплачивает основную часть своего внешнего долга с момента обретения страной независимости. Например, выплаты по госдолгу в 2025 году обойдутся бюджету в 75,1 млрд сомов — это чуть больше четверти от доходной части госбюджета страны на 2022 год.

В структуре внешнего долга за 2022 год интерес вызывает резкое увеличение заимствований у Международного валютного фонда (МВФ). С мая по декабрь объем задолженности Кыргызстана увеличился на $128 млн — с $325 до $453 млн. 

Первым на это внимание обратил журналист Болот Темиров, который в своем видеоролике утверждал, что Кыргызстан увеличил задолженность перед МВФ для выплат по другим внешним обязательствам.

Например, в страновом докладе МВФ за 2022 год, посвященный Кыргызстану, отмечается, что в мае правительство страны обратилось в МВФ с просьбой обменять 2/3 от объема специальных прав заимствований (около $160 млн), которые были распределены международной организацией в 2021 году, на свободно конвертируемые валюты. 

Цель подобных действий властей намерение Минфина погасить часть внешнего долга. 

То есть, Кыргызстан пытается рассчитаться по старым долгам за счет нового. При этом старый долг тоже растет, потому что специальные права заимствования (SDR), выданные МВФ, можно использовать только на внутренние нужды страны. Если страна переводит их в валюту, проценты по долгу растут.

Решение о передаче SDR от Нацбанка Минфину было принято на основании директивы Кабинета министров, решения комитета Жогорку Кенеша по бюджету, экономической и фискальной политике, а также юридических заключений Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры. 

В них говорится, что это решение не противоречит законодательству страны. Однако МВФ в этом сомневается. В своем отчете фонд просит власти Кыргызстана подтвердить, что решение о переводе SDR в валюту не нарушает национальное законодательство.

Сомнения обоснованы: Конституционный закон «О Национальном банке Кыргызской Республики» от 11 августа 2022 года прямо запрещает Нацбанку оказывать финансовую помощь правительству под любыми предлогами: 

«Национальный банк не вправе в любой форме и на любые цели предоставлять государственным органам, любым физическим и юридическим лицам кредиты или иную финансовую либо материальную помощь», — гласит статья 35 этого закона.

Однако сам Нацбанк в ответе на запрос «Клоопа» это отрицает. В регуляторе заверили, что передача специальных прав заимствований не нарушает национальное законодательство, потому что при выделении средств МВФ предусматривал возможность их использования для погашения госдолга. 

Более того, утверждают в Нацбанке, МВФ передал специальные права заимствований не ему, а Кыргызстану, поэтому Нацбанк вообще не оказывал финансовой помощи правительству страны. 

Автор: Шахриёр Исмаилходжаев