Новость обновлена в 17:15

Конституционный суд Кыргызстана вынес окончательное решение по делу детской писательницы, художницы и активистки Алтын Капаловой. Активистка более двух лет боролась за право своих детей носить её имя в качестве матчества в официальных документах.

Алтын Капалова

Согласно решению суда, теперь каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста, сможет взять имя матери, вместо отчества. Судебная коллегия посчитала, что каждый совершеннолетний кыргызстанец имеет право взять матчество, если не хочет, чтобы имя его биологического отца было в документах. 

Однако сама Капалова просила суд разрешить давать детям матчество сразу после рождения. Но Конституционный суд в этом отказал, посчитав, что «в традиционном обществе ребёнка могут забуллить из-за матчества».

«Мне очень больно. Что я буду делать дальше? Идти в международные суды. Это будет долго. Но я сделаю всё, чтобы моя дочь и мои племянницы могли дать свое имя своим детям», — написала Капалова в своём фейсбуке.

Тем не менее Капалова считает, что иметь возможность брать матчество даже после 18 лет — это уже большая победа для прав женщин в Кыргызстане.

«Женщины всё еще не могут дать свое имя своим детям при рождении, но взрослые дети могут взять имя своей мамы. Я поздравляю всех с этой победой! В этом заслуга, в первую очередь правозащитниц, юристок Айнуры Осмоналиевой, Эльвиры Тилек кызы, Евгении Крапивиной. И моя и Конституционного Суда. Спасибо нам всем. Да. Именно так. Я считаю, что страна сделала огромный шаг в сторону справедливости и гендерного равноправия», — написала Капалова.

Алтын Капалова — детская писательница, художница, и активистка которая воспитывает детей самостоятельно без помощи второго биологического родителя. Ей не выплачивали алименты и не помогали в воспитании детей.

Капалова оформила трех своих детей на свою фамилию, а также указала в их документах матчество, а не отчество. За это в январе 2021 года Департамент регистрации населения и актов гражданского состояния при ГРС подал иск на Капалову.  

В ГРС настаивали, что, дав детям матчество, Капалова нарушила закон «Об актах гражданского состояния», где указано, что перемена отчества осуществляется по именам отца, усыновителя, отчима, дедушки по линии отца и матери. То есть использовать можно имя любого родственника-мужчины, но не матери, которая родила детей и занимается их воспитанием.

Дело писательницы рассматривалось во всех судебных инстанциях — решения всех судов были не в её пользу.