Журналистка Маша Гессен пишет о влиянии России на Кыргызстан через укрепление русского языка в стране, попытку управления парламентариев и проект “Русского мира” противостоящего Западу.

Оригинал колонки Маши Гессен опубликован на сайте газеты New York Times

Немногие пост-советские страны так удобны для посещения русскоговорящими, как Кыргызстан.

После развала Советского союза в 1991 году эта горная страна без выхода к морю, с населением 5,6 миллиона человек, и зажатая между Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, сохраняет для русского языка статус официального.

Кыргызский язык редко использовался при СССР и имел небольшой словарный запас для государственных дел. Как результат, поколение, родившееся после развала Советского союза, и сама страна до сих пор говорят на русском языке.

В последнее время, Кыргызстан стал все более русским.

Несмотря на то, что кыргызский язык стал богаче, а его сторонники выступают за то, чтобы он стал единственным государственным языком страны, активисты из неправительственных организаций отмечают, что за последние несколько лет русскоязычные СМИ неожиданно укрепились, набрав новых внештатных авторов, которые появились из ниоткуда.

Эти же авторы, судя по всему, пишут для недавно появившегося русскоязычного сайта Stan Radar, аудиторией которого являются жители пяти пост-советских «станов»: Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.

В большинстве текстов, опубликованных на этом сайте, говорится о важности русского языка в этих «станах», а также об экономических угрозах в случае отказа от вступления в созданный Россией Таможенный союз. На сайте нет контактных данных редакции или каких-либо других идентифицирующих деталей. Местные кыргызские активисты говорят, что все их попытки найти владельца были тщетны. При этом установлено, что серверы сайта находятся в Москве.

Другой веб-сайт — «Евразийцы: Новая волна» — полон статей, которые предостерегают население Кыргызстана, что если не произойдет укрепления отношений с Москвой, то страна может столкнуться с угрозой революции в украинском стиле или с расколом государства, как это произошло в Сирии.

На этом сайте есть информация о создании, но её немного — он принадлежит фонду, который был создан в 2010 году в Москве «для укрепления отношений между Россией и Кыргызстаном», и, что партнером фонда является организация под названием Россотрудничество.

Россотрудничество — это федеральное агентство при Министерстве иностранных дел, созданное в 2008 году, которое благоприятствует связям между Россией и русскоговорящим населением других стран. В 2012 году Константин Косачев — высокопоставленный функционер российской правящей партии «Единая Россия» — возглавил агентство, и с того момента оно громко заявило о своем присутствии как в Кыргызстане, так и в остальном мире.

Агентство занимается организацией культурных мероприятий и спонсирует русскоязычные образовательные программы, и, что самое главное, как говорят местные активисты, пытается влиять на кыргызских парламентариев.

Парламент Кыргызстана сейчас рассматривает два законопроекта, предложенных одновременно и являющихся копией российских законов, принятых в 2012-2013 годах.

Это те два российских законопроекта, которые вызвали шквал международной критики:

  • запрет на так называемую пропаганду гомосексуальности;
  • закон по так называемым иностранным агентам, который подразумевает запрет на деятельность неправительственных организаций, финансируемых из зарубежа.

В России эти законопроекты были предложены раздельно, но в Кыргызстане они предложены как пакет законов, что является превосходным отражением ксенофобного мировоззрение, которое приняла Россия и теперь навязывает своим союзникам.

Оба закона в том виде, в котором они действуют в России, и как они были предложены в Кыргызстане, являются расплывчатыми и предназначены для выборочного применения — они прямо направлены на запрет «иностранных агентов» или тех, кто имеет «нетрадиционную» сексуальную ориентацию.

Подход мы-против-всего-мира — ключевой компонент «Русского мира», концепции, которая годами поддерживается российскими националистам и была подхвачена президентом Владимиром Путиным в своей речи к парламенту в марте, в которой он объявил об анексии Крыма.

Русский мир — больше культурный или цивилизационный концепт, нежели чем географический — охватывает всё русскоязычное население, по одним данным, во всём мире, по другим, в России, Украине, Беларуси и Молдове.

В чём можно быть увереным в отношении Русского мира так это в том, что он не ограничивается границей Российской Федерации. Это экспансионистский и оппортунистический проект.

Часть этой экспансии агрессивная и очевидная, как анексия территорий Украины, а ранее Грузии; часть — скрытная, выраженная в продвижении российского законодательства и идеологии.

Кыргызстан не единственная страна, которая перенимает законодательство России. Схожие законы были предложены или поддержаны в таких пост-советских странах как Казахстан, Молдова, Азербайджан и Армения, где запреты на «иностранных агентов» и «гей пропаганду», по-видимому, предлагаются в виде пакета законопроектов.

Во всех этих странах модель одинакова: законы предлагаются, иногда отзываются из-за международного давления; затем снова предлагаются — и, судя по всему, будут и дальше предложены до тех пор, пока их окончательно не примут, потому ли что власти Запада становятся все менее бдительными, или потому что давление со стороны России перевешивает все остальные факторы.

Кыргызстан — превосходная лабораторная крыса: это маленькая, бедная и невероятно восприимчивая к давлению со стороны России страна.

И еще, в отличие от своих соседей и самой России, Кыргызстан не авторитарен. При этом Кыргызстане не является государством с действующей демократией: он скорее как Украина, страна с переходным состоянием.

Республика пережила две революции за последние 10 лет, и сейчас находится под властью многопартийной коалиции, созданной, чтобы предотвратить возвращение автократии. Пресса здесь часто бывает под давлением, один из выдающихся оппозиционных журналистов, Азимжан Аскаров, сейчас находится в пожизненном заключении за призывы к массовым беспорядком во время межэтнического конфликта 2010 года.

В то же время, Кыргызстан продолжает иметь несколько независимых медиа, которые представляют разнообразие мнений. Но даже после 23 лет с момента развала Советского союза, демократические достижения страны хрупки и неопределенны — и находятся во власти неумолимо приближающегося Русского мира.

Фото: сайт радио «Азаттык»