Вали Салимов работал в одном из московских супермаркетов, но в прошлом месяце ему пришлось уволиться и вернуться домой в Таджикистан, потому что его зарплату урезали вдвое.

Оригинал репортажа опубликован на сайте агентства «Рейтер».

Салимов — очередной мигрант-жертва, который пострадал от экономического спада в России, и теперь благосостояние его семьи под угрозой..

Салимов, как и миллионы других мигрантов, высылал значительную часть своей зарплаты домой. Таким образом, когда он и подобные ему мигранты покидают Россию, экономики их государств — бедных постсоветских республик, как Таджикистан и Кыргызстан, также урезаются.

«Мне платили 25 тысяч рублей в месяц. Затем они стали платить мне лишь 15 тысяч рублей. Мой начальник сказал, что прибыль упала», — сказал Салимов, отец трех детей, который также поддерживает своих пожилых родителей.

Тем не менее, 35-летний Салимов, который, живя в Москве, мог позволить себе лишь дешевую лапшу быстрого приготовления, всё ещё надеется вернуться туда весной. Независимо от того, как сложатся обстоятельства, потому что в Таджикистане у него нет даже шансов получить работу.

По данным Всемирного банка, Таджикистан являлся крупнейшим реципиентом мигрантских денежных переводов, которые составили 42 процента ВВП республики.

Доля переводов в соседний Кыргызстан составила 32 процента ВВП страны, демонстрируя такое же количество работников, страдающих от последствий кризиса в России, произошедшего из-за коллапса национальной валюты (рубля), падения цен на нефть и западных санкций, введенных в связи с кризисом на Украине.

Мухаё Жоробаева, 45-летняя учительница с юга Кыргызстана, надеется на 26 тысяч рублей, которые ежемесячно высылает её муж. Муж Жоробаевой работает дистрибьютором кондитерских изделий в Санкт-Петербурге.

«Ему не заплатили в октябре. Я не знаю почему, — говорит она. — Я смотрю новости и думаю, что проблемы моего мужа могут быть связаны с этими санкциями — они продают меньше сладостей теперь».

Вдобавок к этому, её 23-летний сын Саидмаксуд, работавший поваром в российском городе Пермь, вернулся домой, так как его разрешение на работу истекло.

Защита от социального недовольства

В России работает около 1 миллиона кыргызов и более миллиона таджиков — почти половина трудоспособного населения республик.
Таджикистан — государство с 8-миллионным населением, граничит с Афганистаном и Китаем. Большое количество граждан Таджикистана зарабатывают и живут в России — это помогло принести стране стабильность после гражданской войны 1992-1997 годов.

Тоже самое происходит в Кыргызстане — республике с 6-миллионным населением, где свергли двух президентов с 2005 года.

Перспектива возвращения трудовых мигрантов домой вызывает не только озабоченность экономическими последствиями, но и тем фактом, что высокий уровень безработицы может оказать давление на население.

«Даже частичная потеря этого потока мигрантов в Россию может вызвать внутреннее социальное недовольство, если спад в российской экономике затянется», — говорит Лилит Геворкян, старший экономист в IHS Global Insight.

По данным Международного валютного фонда, денежные переводы таджикских мигрантов домой сократились на 162 млн долларов США в этом году — в итоге объем переводов в Таджикистан в январе-сентябре 2014 года составил 2,5 млрд долларов США.

По словам главы миссии МВФ в Таджикистане Джонатана Данна, рост экономики в республике замедлится до 6,5 процентов (7,4 процента в 2013 году).

Бюджет Таджикистана предусматривает рост ВВП в 2015 году на 7 процентов.

«Мы надеемся, что реальный рост составит 4-5 процентов, и это самые оптимистичные ожидания», — заявил представитель таджикских властей, отказавшийся назвать свое имя.

Реальность такова, что проблемы в российской экономике негативно повлияют на экономическую ситуацию в Таджикистане и Кыргызстане.

«На наш взгляд, экономический рост будет снижаться далее, потому что мы ожидаем, что денежные переводы будут сокращаться и дальше», — говорит Данн.